Живое и спасительное дело

11:18 24 ноя 2022

Так и представляю себе лучший город на земле – Омск – в преддверии 60-летнего юбилея областной организации Союза писателей России:  уже «расчехлены» фанфары, трубачи готовятся «выдувать медь», а вечно молодое небо меняется чуть ли не каждодневно – от пасмурного к солнечному, точно не определилось ещё, печальным или радостным настроением встретить столь знаменательную дату, будто наперёд зная, что вскоре, каким бы оно, настроение, ни было, громовые вспышки фейерверков «перелицуют» по-своему закатную красоту сибирского окоёма…

Но чем больше грохота и пышностей, тем человек меньше верит в их значимость,  а фейерверки и фанфары – всё-таки не о литературе, чьи доподлинные пределы – «В начале было Слово», и «Слово стало плотию». Той «плотию», что не расцвечена искусственными салютами, но – преисполнена радостями и печалями никуда не исчезавших вопросов бытия. Трудно и счастливо. И небо – солнечное, пасмурное, даже скрытое ночной мглой – всегда свет Того, Кто «есть свет и нет в нём никакой тьмы».

Это после Рождества можно ликовать, что вот опять нам даровано спасение, опять нам отпущен новый год нашей возможности сделаться Господними детьми, а сегодня – присядем-ка на дружеской завалинке, перелистаем страницы нашей памяти, строки свои в братский круг выпустим, и завтра – в прежний труд сердцеприимного дня, в счастье вечного беспокойства, что опять не успели того и вон того. В счастье жить!

Чем меньше шума, тем лучше слышишь Бога и вернее чувствуешь глубину Слова, и хорошо, что застанем свой юбилей  тихим, нашим, без «гром победы раздавайся!», уповая на то, что всякий из нас, хоть и малой мерой, но «достоин еси во вся времена пет бытии гласы…» Наша ипостась – не борьба за пьедесталы, а спасение человека от одиночества и уныния, и неверия, как бы пафосно это ни звучало… Пробуждение его от летаргии существования для благодарного участия в творении дня, который всегда мимолётен.

Время – это не общие, хотя и величавые идеи, а единственные, прекрасные в непреходящей мгновенности люди. Время, само по себе, бессловесно, оно движется и при полном безмолвии, и даже случайный шорох или всплеск не способны ни ускорить, ни замедлить его. Но многое, беспредельно многое зависит порой от одного единственного слова – не только произнесённого, но и начертанного. Или не произнесённого и не начертанного…

Слово, означающее создание омской областной писательской организации было «произнесено и начертано» 23 ноября 1962 года, то есть почти все нынешние писатели такой возможности – сравнить настоящее с прошлым шестидесятилетней давности не имеют. Но разве это мешает нам помнить и чтить своих предшественников, а для кого-то и наставников, стоявших у истоков писательской организации – Леонида Ивановича Иванова (1914–1998), Тимофея Максимовича Белозёрова (1929–1986), Владимира Николаевича Полторакина (1918–2002), Марии Климентьевны Юрасовой (1914–2003), Бориса Александровича Малочевского (1923–1997).

И посмотрите – никто из них не был уроженцем Омского Прииртышья (ближе других – Полторакин), но потому и приняты они им сердечно, что принесли свет, высоту и ясность, при которых мы будто распрямились. Будто тут только и осознали: наша «малая родина» – лучшая самая, и Омская земля стала нашим сердцем, вошла в кровообращение… Сейчас изобретаются какие-то программы-«трамплины», дабы молодёжь не покидала Омск, а вспомнили бы в должной мере о своих писателях, помогли их книгам стать доступными всем, и, уверен, вернулось бы, при упоминании Омска, в наше существование высокое восклицание «О!», с которого любили начать строку романтики. И это восклицание прекрасно, потому что оно – кратчайший способ отблагодарить Бога за дарованное нам чудо проживания в лучшем городе на земле (а он ещё и потому лучший, что именно здесь Достоевский «Христа понял… русского человека понял и почувствовал»).

О-о-о-мск!

Да, мир, возможно, не станет разумнее, печалей и сомнений в нём не убавится, но сердце пойдёт неуклонно расти, радостно открывать законы бесценной красоты жизни – той, что спасает, а не усыпляет, как происходит это во время демонстраций искусственного благоподобия… 

…Инициатором создания Омского отделения Союза писателей РСФСР стал Леонид Иванов, в течение двадцати лет возглавлявший Омскую писательскую организацию – «Товарищ в очках из двойного стекла, // С которым здоровался каждый», как сказала о нём поэтесса Аделина Адалис, возлюбленная Брюсова. Леонид Иванович не был мечтателем, он был замечательным работником, творчески окрылённым и по-крестьянски упорным. Его упорство подкреплялось не только глубокими знаниями, опытом, предвиденьем, но и неистребимой верой в действенность Слова…

На одном из писательских съездов председатель правления СП СССР Георгий Мокеевич Марков назвал Леонида Иванова «деревенским заступником». Это и было его самым почётным званием, самой почётной наградой. С этим званием он и прошёл всю жизнь.

Тимофей Белозёров – его проникновенные, радостные, мелодичные стихи, мудрые сказки, весёлые считалки, загадки, скороговорки и сегодня, уже в третьем десятилетии XXI века, не стареют и не забываются… Виднейшие «детские» поэты и прозаики отмечали органическое сочетание непосредственности видения сущего, обеспеченного живой памятью детства, с зоркостью и наблюдательностью, глубоким знанием реального мира. Тимофей Максимович стремился открыть поэзию в самой природе, хотел показать ребёнку красоту мира, научить его видеть «вздыхающую» тучку на небе, слышать «ласковую трель жаворонка», быть добрым, внимательным, сострадательным, отзывчивым.

Владимир Полторакин – человек большого душевного таланта, юмора. Его герои, как правило, люди простые, если говорить о месте, которое они занимают в обществе, но далеко не простые по своему душевному складу…

Участник разгрома милитаристской Японии в составе Второго Дальневосточного фронта. Прекрасный рассказчик, умевший в небольшой, но ёмкой новелле отобразить состояние и настроение человека, характер, а с другой стороны – повествователь, способный создать прозаическое полотно, где поднимаются глубокие нравственные и социальные проблемы.

Мария Юрасова – её книги по сей день помогают читателю полюбить историю родного края, прошлое и настоящее нашего города… В ходе работы над ними она вела переписку с очевидцами событий, опиралась на данные архивов, периодических изданий, научных монографий. Автор одной из первых работ по истории нашего города «Очерки истории Омска» (1954)

Борис Малочевский – много ездил по стране, с любовью описывал «обычных людей» в своей прозе. В его автобиографическом эссе «О ненаписанном» говорится об этом следующее: обыкновенный человек «потому и обыкновенен, что трудно провести грань, где кончается его долг и начинается его подвиг». О таких людях сейчас почти не пишут, хотя на них и по сей день Государство Российское держится…

Они были первыми, они писали не под время, а о времени, отвечая за каждую строчку, за каждое слово…

Воин, писатель, скульптор – создатель памятников погибшим в Великой Отечественной войне в разных районах области Пётр Петрович Карякин (1925–1976) – из поколения удивительных, не сгибаемых невзгодами и испытаниями людей. Он принадлежит к редкой сегодня породе сильных духом, мудрых, глубоких, душевно щедрых…

И по сей день имя Николая Пантелеевича Анкилова (1923–1983) связывают только с одним его произведением – пьесой «Солдатская вдова», вошедшей в репертуар более ста театров, но необходимо отметить, что при жизни писателя было опубликовано всего несколько его рассказов – на страницах местных газет и в альманахе омских литераторов. Только после смерти Анкилова, когда комиссия по его литературному наследию ознакомилась с оставшимися рукописями, стала очевидной необыкновенная работоспособность писателя. Фронтовик. Боевой путь Николая Пантелеевича начался в июне 1943 г. на «Огненной дуге». Вместе со своими товарищами он прошёл с боями Бессарабию, Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Германию. В 1945 г. участвовал в войне против милитаристской Японии. Лауреат Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского.

Иван Фёдорович Петров (1920–2012) – сколько тайн в истории края открыл этот писатель-фронтовик современникам, сколько представил читателям биографий могучих личностей!.. Глубинное осознание необходимости для каждого русского человека ощущать кровную связь со своей землёй, с историей, с предками, красной нитью проходило через все его произведения…

Михаил Степанович Шангин (1929–2008) – для него было характерно знание земли, знание характеров её тружеников, что позволило ему создать ряд образов, ставших фундаментальной основой его повести «С неба звёздочка упала» и многих последующих рассказов и очерков. В 1990-е и последующие годы много работал с архивными документами, по материалам которых им были написаны и опубликованы несколько работ. В этих произведениях Шангин, который ранее был знаком читателям как «бытописатель деревенской жизни», предстал в новом для себя жанре – документалистике. Его книга «Террор против совести» – документ огромной трагической силы. В нём осмысление тихого героизма честнейшей части русского общества времени «великих чисток» – русского деревенского духовенства. Принимал непосредственное участие в деле возрождения Сибирского казачьего войска.

Многолетний руководитель Омской областной писательской организации Валерий Николаевич Мурзаков (1940–2021) – вдумчиво-неспешный, тактичный, чуть ироничный, чем прикрывал от чужих совершенно открытое всему и всем сердце. И преданный литературе беззаветно. Тема любви, человеческого счастья была магистральной в творчестве писателя, при этом в его книгах с гражданской прямотой и бескомпромиссностью говорится о болевых точках нашей жизни. Произведения Валерия Мурзакова издавались в России и за рубежом, на шести европейских языках, общим тиражом около 5 миллионов экземпляров…

Владимир Фёдорович Балачан (1939–2021) – автор слов признанной всенародно песни «Хлеб всему голова»; его поэзия сохраняет для будущего не только прадедов коло́к, который «…вот уж больше века / Шумит листвой на четырёх ветрах, / Как будто шепчет имя человека», но и веру в то, что «Добро души не знает смерти, / Оно живёт и после нас».

Владимир Александрович Макаров (1938–2010) – один из лучших поэтов России, каждой строкой созвучный её сердцебиению. Вчера. Сегодня. Навсегда. Тончайший лирик, космической души человек и философ… Вот смотришь иногда на вышедшую курнуть из офиса девицу, вот она здесь вроде, рядом, в айфончике паре подруг что-то пишет, но потом затянется она, выдохнет, лицо вдруг расслабится и окаменеет одновременно, и, несмотря на тыкающий в экран нон-стоп палец, тело и лицо её не контролируются никем и ничем в данный момент, не чувствует оно ни холода, ни ветра, и сама она где-то в паре-тройке парсек отсюда, а прочитайте-ка ей строки Владимира Макарова: «В этом чистом и праздничном теле – / И жара, и туман, и метели, / И вечерняя тишина… / Хороша молодая жена», и вы увидите чудо преображения…  

К сожалению, невозможно в рамках вступительного слова очередного (юбилейного) номера «Литературного Омска» рассказать обо всех омских писателях – даже только об ушедших. Но позволю себе и от имени «тех, кто вживе», провозгласить неизбывное: нам необходим даже тот воздух, коим дышали наши предшественники, т. е. понимание, что мы без них – только водица, заполнившая давние следы путников на дорогах открытий и прозрений…

Вода испарится, следы – останутся…

Литература – живое и спасительное человеческое дело. Литературный труд – святое служение, и как бы ни затаптывали этот, известный ещё в первой половине XIX в., фразеологизм «бандиты пера и трибуны», оно нисколько не поблекнет, не превратится в музейную пыль. Писатель, понимающий смысл этих слов, понимает и то, что к сему служению нельзя приступать с изъеденным злобой сердцем и, образно говоря, с неумытой физиономией. Омские писатели – понимают. Им есть, что сказать, и они – говорят, испытующе вглядываясь в совесть свою, и в каждом их слове – часть того, что зовётся в каждом человеке таинственным словом «душа»; в их стихотворениях, романах, повестях, рассказах – пульсирует жизненное кровное убеждение, не взятое из чужого опыта, но выношенное в собственных муках, сомнениях, откровениях, открытиях…

..Вроде бы и возраст уже должен торопить занять место у печки, чай, уж не мальчик. А душа-то всё радуется и нащупывает с каждого утра новые связи мира… Ведь каждый день – сей! Каждый назван и узнан в лицо, как единственный. И даже вялый воздух города, уже ничуть не напоминающий тот, прежний – цельный, как молоко из-под Глаши – коровы, принадлежащей всему нашему двухэтажному бараку на окраине Омска, где я родился, гуляет по сердцу валидолом…

О! Это житейское море – Омск! Да разве в нём возможно утонуть в какую бы то ни было непогодь, ежели путь мой по нему начинался в корыте, в котором купала меня матушка, Царствие ей Небесное…

Пишите, братья и сестры, служите Русскому Слову, любите, радуйтесь миру. Матушка-Россия с нами, а мы – дома, и среди нас, наверное, уже есть тот, кто расскажет следующим поколениям о сегодняшних писателях со вниманием и сочувствием.

Статья была опубликована в журнале "Литературный Омск" №29. 

Перминов Юрий Петрович (1961) – поэт, публицист, прозаик; секретарь Союза писателей России, лауреат Большой литературной премии России, Всероссийских литературных премий «Прохоровское поле», им. Расула Гамзатова, им. Николая Лескова «Очарованный странник», им. Бориса Корнилова «Заре на встречу» и др.

Фотографии предоставлены Литературным музеем имени Ф.М. Достоевского.

Юрий Перминов

    Предыдущий Следующий