«Жизнь коротка, но слава может быть вечной!»

10:13 26 Май 2025

12 июня Омский государственный цирк отметит 165-летие основателя первого цирка-театра – купца второй гильдии Петра Кузьмича Сичкарева.

1_66.jpg

«Вернуться к прежнему, каким бы оно ни было, в любой ситуации никогда не поздно, главное – вовремя. Учитывая важность исторического события, связанного с основателем Омского цирка, и 165-летием со дня рождения купца второй гильдии Петра Кузьмича Сичкарева, с согласия его потомков – семьи Макаровых и Левченко – 2025 год был объявлен в Омском государственном цирке годом купца Сичкарева», – прокомментировал директор Омского государственного цирка Виталий Доля.

Купечество – одно из сословий Российского государства 18-20 веков, которое являлось третьим после дворянства и духовенства сословием. В России первые стационарные цирки появились в последней трети девятнадцатого века. В 1877 г. итальянец Гаэтано Чинизелли открывает такой цирк в Петербурге, а Альберт Саламонский, приехавший из Германии, – в Москве (1880 г.). Постепенно начинается движение открытия цирков на Урале и в Сибири. Интересен порт­рет омского ку­пе­че­ст­ва по­след­ней тре­ти XIX – на­ча­ла XX ве­ков. Это пе­ри­од наи­бо­лее бур­но­го эко­но­ми­че­ско­го и со­ци­аль­но­го раз­ви­тия го­ро­да Омска. Все­го за 3-4 де­ся­ти­ле­тия из не­за­мет­но­го, боль­ше на­по­ми­наю­ще­го де­рев­ню «го­ро­диш­ки» (этим ла­ко­нич­ным эпи­те­том Омск «на­гра­дил» самый знаменитый каторжанин Ф.М. Достоевский в романе «Записки из мертвого дома»),  уезд­ный го­род  Акмолинской области вы­рос в «Сибирский Чи­ка­го», в ре­корд­ное время уве­ли­чив свое на­се­ле­ние в не­сколь­ко раз. Ра­зу­ме­ет­ся, раз­ви­тие го­ро­да не ог­ра­ни­чи­лось этим пе­рио­дом.

2_61.jpg

Купеческие фамилии («броня и опора России») – настоящие новаторы в продвижении циркового искусства в России: Сичкарев (г. Омск);  Садомцев (г. Ростов); братья Никитины (г. Саратов); Сайковский (г. Челябинск), купчиха Машонкина (г. Ростов на Дону) и многие другие уважаемые основатели цирков на просторах Царской России. Служение обществу купцы воспринимали как выполнение своего патриотического и гражданского долга.

3_48.jpg

Первый в Сибири стационарный цирк появился в 1868 году в Иркутске. Скромное деревянное здание построил итальянский импресарио по фамилии Сулье. В 1885-м строится еще один аналогичный по архитектурным «изыскам» того времени цирк-зверинец. Сказались и дефицит в городе других развлечений, и география – прочные торговые связи с Китаем. Частыми гостями в иркутских цирках были именно китайские артисты. В 1897 году в Царской России открылся временный цирк в Красноярске. А год спустя, в 1898-м, решением об обязании  возведения первого здания цирка-театра в Омске принимает 19 октября Омская Городская Дума под предводительством городского головы Н.Н. Остапенко. А инициатором сего «коммерческого проекта» стал весьма неординарный екатеринославец, оставившей заметный след в истории Омского цирка, – содержатель доходных домов, сын чиновника из Екатеринославля, купец второй гильдии Петр Кузьмич Сичкарев.

4_39.jpg

Многие горожане предупреждали купца о рискованности организации данного проекта в Омске, но были и люди поддерживающие «новое дело» и просившие за строительство театра-цирка. Омское драматическое общество в лице директора М.Г. Бека приняло живое участие в ходатайстве о поддержке данного начинания пред Омской Городской Думой – «просит уважить его просьбу на самых льготных условиях о выделении земельного участка под строительство цирка-театра в Любиной рощи, хоть дело не сулит больших выгод и что с постройкой он может лишиться казенного процента на затраченный капитал».

5_29.jpg

Поддержал идею выделения земельного участка и строительства цирка в Омске и депутат от духовного ведомства священник отец Алексий Серебрянников, батюшка сделавший не мало для Омска не только в духовном наставничестве, но и своеобразном заступничестве перед властями, так он просил генерала от инфантерии, генерал-адъютанта, военного министра, члена Государственного совета А.Н. Куропаткина о строительстве церкви при омском военном госпитале. Прошения и поддержка священника и его дела правильные воплотились в жизни – с благословения батюшки появилось здание цирка-театра П.К.Сичкарева и Омская Госпитальная церковь, построенная при военном госпитале – Скорбященская и Церковь во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Заботами Куропаткина возникли русские школы, проведена реформа судебной части, привлечены многочисленные поселенцы из внутренних губерний. Люди в Царской России думали о малом и одновременно широко смотрели в будущее развитие родного города Омска.

6_27.jpg

Тем не менее, Петр Кузьмич Сичкарев решился на постройку и полный надежд, что Омское драматическое общество и городское самоуправление  «не откажут в сочувствие и в содействие в благом начинании»,  настаивает на выделении ему земельного участка в аренду на 10 лет: Решением  Омской Городской Думой предписано обязать купца окончательно построить цирк-театр, при чем за пользованием за отведенный земельный участок взимать с него арендную плату в начале каждого года в размере 180 рублей в доход города. Здание цирка-театра было настолько огнеопасным, что когда Сичкарев «желая установить в цирке паровой котел для отопления и электрического освещения», обратился за разрешением к городским властям, в просьбе ему отказали, но с годами освещение в цирке все же было, стало возможно обустроить и открыть стационарный электротеатр «Одеон». На первом представлении «Одеона» зрите­лям было показано «4 больших отделения всемирной новинки» («Степное эхо» № 17, 23.01.1907 г.). Посмотреть на изобретение братьев Люмьер в начале XX века в Омске можно было в деревянном здании театра-цирка Сичкарева в Любинском саду (сейчас это улица Партизанская, во времена возведения цирка-театра в 1898г. – ул. Шпингеровская и Санниковский переулок). Именно здесь на «Сичкаревке» были организованы регулярные сеансы кинематографа – увеселительного аттракциона «Живые фотографии», перед амфитеатром устанавливали экран, чтобы показывать кинофильмы: «Человек-змея: гимнастическое упражнение на трапеции», «Купальня», «Улица Парижа», «Приход поезда железной дороги», «Столярная мастерская». После каждой картины публика аплодировала и требовала повторения.  Газета «Омский вестник» в мае 1909 г. писала крупным шрифтом: «Постоянные жалобы посетителей электротеатра «Одеон» на чистку карманов любителями чужой собственности в зале кинематографа заставили администрацию повесить на стене залы дощечки, гласящие: «Берегите карманы». И публика бережет: держит кошелек в руках, а иначе при такой давке и толкотне уберечься нельзя». Страницы омских газет пестрели такими названиями фильмов, как «Сонька – золотая ручка», «Сашка – семинарист», «Антон Кречет».

Деревянный цирк-театр Сичкарева П.К. повидал немало знаменитых цирковых артистов того времени. Фокусники, эквилибристы, канатоходцы, жонглеры, наездники, дрессировщики... Особую популярность получила сатирическая публицистическая клоунада, выдвинувшая своих корифеев: В.Л. и А.Л. Дуровых, Бима  и Бома (И.С. Радунский и Феликс Кортези), С.С. и Д.С. Альперовых.

7_19.jpg

Сохранилась цирковая программа от 6 января 1909 г.: русский дуэт Г. и П. Южных, выступление борца и атлета Ратуева, русско-шведская борьба на поясах «Индийские факиры» Джеббари и Солимана Бэн-Санд, выступления эквилибристов на проволоке Сыконовых, воздушные гимнасты Николай и Генриетта Серж, японская цирковая труппа из 25 человек, среди которой известный японский профессор Тагначи-Ямада-Сан проездом из Токио в Санкт-Петербург дает несколько гастролей и пантомимы – «Браконьеры», Смерть Герцогини «Коверлей», «Аргакин скелет или Пьеро в 1000 страхов». В 1900 году в цирке купца Сичкарева с большим успехом прошли гастроли основателя самой знаменитой русской цирковой династии – Анатолия Дурова.

8_21.jpg

Его называли «королем шутов», и он не возражал – главное, что не «шут королей». Такой визит артиста цирка был знаковым событием для города Омска. Главной фишкой Анатолия Дурова была его дрессированная собачка и попугай, который умел петь цыганские песни. Омичей радовали номерами с угадываниями, силачами и даже собаками, которые катались на свиньях. В театре-цирке купца Сичкарева не хватало мест. Жители Омска ходили по несколько раз на одни и те же выступления. Родители жаловались, что из-за того, что выступления проходят вечером, нельзя на них попасть детям, которые мечтают увидеть животных. Знаменитое представление Дурова «Взрыв крепости» – для Омска актуальная тема.

9_14.jpg

Если верить цирковой афише, это была птичья пьеса, в которой участвовали около тысячи кур и пятисот петухов. Петухи звонили в колокола, вызывая караул, ходили в атаку и стреляли из пушки-хлопушки, а «раненые» куры падали, их укладывали в санитарные тележки и увозили. Дуров, как всегда на своих выступлениях, комментировал происходящее злободневными шутками. Вскоре номера Дурова стали гвоздем программы. Дуров начал гастролировать не только в России, но и за рубежом, и везде его встречали овациями. Он стал первой русской цирковой звездой мирового масштаба. Дуров – юморист, сатирик, остроумный рассказчик, автор талантливых памфлетов и экспромтов, рыцарь тысячи и одного при­ключения.

10_21.jpg

Семья для купцов была не только личным делом – по семейному укладу складывалось представление о том, насколько ее глава влиятелен, тверд, авторитетен. А это, в конечном счете, во многом определяло успех и в бизнесе, и в общественной̆ деятельности. Все домочадцы Петра Сичкарева и его супруга Анастасия Павловна Сичкарева любили чай. Заваривал его исключительно глава семьи, сам пил с молоком. К семейному столу всегда подавали так названный «Сахарный партер купца Сичкарева» пышную сдобу: карлсбладские крендели, стрельнинские булочки, гюпфели, пироги или ароматные плетенки, посыпанные сахаром — все собственного приготовления.  Были на столе купца по большим праздникам на Сырной неделе (последняя подготовительная неделя перед началом Великого поста, более известная как Масленица) вкуснейшие подарки не только блины, но и торты, украшенные сказочными цветами из карамели из кондитерской Филиппа Иордана (располагалась кондитерская в здании по адресу ул. Орджоникидзе, 38).

11_14.jpg

Анастасия Павловна была хлебосольной хозяйкой, в ее дом были вхожи купчихи-подруженьки: Евдокия Егоровна Кузьмина (Козьмина), купчиха Параскева Памфильевна Шкроева, Степанида Фоминична Иванова. В соседях у купца Сичкарева была семья знаменитого купца Алексея Астафьевича Липатниковы, в Омске они занимались меновой торговлей, т.е. привозили крестьянам обувь, мыло, сукно, посуду, гвозди и меняли все это на шкуры, мясо, масло, воск, зерно и деготь. Семьи купцов были многодетными, дружными и гостеприимными. Эта семейная купеческая традиция сохранена и сейчас в семьях Макаровых и Левченко, потомков купца живущих в нашем городе Омске. Так за неспешными разговорами с гостями о цирке потомки Петра Кузьмича Сичкаревы продолжают создавать новые чайные узоры своей семьи на Омской земле. Омский государственный цирк является продолжателем циркового дела в Омске, начавшегося в 1898 г.

12_11.jpg

Про­ро­че­ски­ми ви­дят­ся сло­ва жур­на­ли­ста мо­с­ков­ских «Но­во­стей», в 1903 го­ду про­ез­жав­ше­го че­рез наш го­род: «По­след­ний этап бо­лее или ме­нее куль­тур­ной жиз­ни – Омск. Этот ко­гда-то за­ху­да­лый го­ро­диш­ко Омского уезда Акмолинской области, образованной в составе Западно-Сибирского генерал-губернаторства, вла­чив­ший жал­кое су­ще­ст­во­ва­ние, как и боль­шин­ст­во по­доб­ных угол­ков на­ше­го Оте­че­ст­ва, с про­ве­де­ни­ем ве­ли­ко­го Си­бир­ско­го пу­ти за­жил но­вой жиз­нью. Рост го­ро­да по­ра­жа­ет как ста­ро­жи­лов, так и слу­чай­ных на­блю­да­те­лей, хо­тя, на­до за­ме­тить, в от­но­ше­нии бла­го­ус­т­рой­ст­ва ему ос­та­ет­ся по­же­лать еще весь­ма мно­го­го, что, не­со­мнен­но, и явит­ся в свое вре­мя по ме­ре воз­рас­та­ния куль­тур­но­сти. В Омске име­ется цирк-театр «Сичкаревка», гостиница «Россия», Омская судебная палата и Омский окружной суд, завод датского предпринимателя С.Х. Рандрупа, табачная фабрика Серебрякова, омский коммерческий клуб, но, не­смот­ря на срав­ни­тель­но вы­со­кий уро­вень эко­но­ми­че­ской жиз­ни, до сих пор не име­ет­ся электростанции и нет ни од­но­го водопровода и по­ка что ну­ж­ды водопотребления горожан удов­ле­тво­ря­ют­ся вычерпыванием воды из колодцев и в реках Иртыше и Оми. Не­смот­ря на все не­до­че­ты го­род­ско­го бла­го­ус­т­рой­ст­ва, нель­зя не ве­рить, что Омск – го­род с бу­дущ­но­стью, го­род, раз­ви­ваю­щий­ся с чис­то аме­ри­кан­ской бы­ст­ро­той. Тор­го­вые обо­ро­ты Омска рас­тут не по дням, а по ча­сам, и че­рез не­боль­шой про­ме­жу­ток вре­ме­ни он, не­со­мнен­но, бу­дет иг­рать серь­ез­ную роль в де­ле тор­го­во­го и культурного об­ме­на ме­ж­ду за­па­дом и вос­то­ком Рос­сии».

13_11.jpg

Прошло 127 лет с момента основания первого цирка в Омске. Потомки купца-основателя Омского цирка – Петра Кузьмича Сичкарева, живут в городе по сей день: правнучка Левенко О.Е. (кандидат педагогических наук), правнучка Макарова Е.Е., праправнучка Макарова А.М., праправнук Чернорай Е.А., прапраправнучка Юнуссова А. В., прапраправнучка Чернорай В. Е.

«12 июня 2025 года город Омск, как и вся страна, отметит государственный праздник «День России» праздник, один из самых молодых в истории страны. Несмотря на то, что учредили День России совсем недавно, этот праздник тесно связан с важнейшими событиями истории современного государства. «История не терпит сослагательного наклонения» – эти слова означают, что исторический процесс объективен и необратим, свершившиеся события уже не изменить. Когда мы обращаемся к отечественной истории, всегда вспоминается первая русская летопись и слова, написанные Нестором Летописцем: «…откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля». Из века в век наша Родина – Россия – росла и укреплялась, превращаясь в могучую, великую державу.  У Омского государственного цирка есть своя история становления, мы гордимся людьми, вписавшими свою страницу в книгу событий развития циркового искусства на Омской земле, а первую строчку в этой книге оставил купец второй гильдии из Екатеринославля – Петр Кузьмич Сичкарев», – отметил директор Омского государственного цирка Виталий Доля.

Автор Андрей Ахрамович