Фотовыставка «Сергей Сокрута. Светопись», посвященная памяти Мастера в Музее просвещения
Светопись – так переводится с греческого языка на русский знакомое всем слово «фотография». По сути, это рисование светом: получение изображения на светочувствительном материале (фотопленке или матрице) при помощи специального аппарата – фотокамеры. Светопись Сергея Сокруты – всегда загадочная, изысканная, пробуждающая фантазию зрителя. В эпоху цифровых камер и новых технологий, облегчающих работу с цветом, Сергей Сокрута оставался «последним из могикан», хранившим верность классической пленочной фотографии, художником, который «рисует светом». Творческие эксперименты с проявкой пленок, использованием альтернативных способов печати создали неповторимый «сокрутовский» стиль, который высоко ценят поклонники его творчества.
Творчество Сергея Сокруты – на стыке художественной фотографии и изобразительного искусства. Он не принимал гиперреализма – ни в фотографии, ни в живописи. Источником вдохновения называл импрес-сионизм и творчество английского фотохудожника Майкла Кенна, снимающего пейзажи на длинной выдержке.
Сергей Сокрута – не просто талантливый фотохудожник-самородок, а мыслитель, философ, эстет. В эпоху засилья «цифры» и фотошопа – адепт классической аналоговой фотографии, в которой видел безграничные возможности.
В своем творчестве мастер использовал камеры различных систем и форматов, в том числе и пинхол. Из каждой поездки по стране привозил потрясающие пейзажные снимки. Он был человеком высочайшей культуры. За «фирменной» ироничной улыбкой и подчеркнутой сдержанностью скрывал боль от несовер-шенства мира, в котором «истинные ценности заменяются на одноразовые игрушки».
Сергей Сокрута верил, что отпечатки, созданные классическим способом, обладают архивной долговечностью. Сотрудники музеев готовы хранить его работы в запасниках. В отличие от цветных, черно-белые фотографии, выполненные в различных техниках ручной серебряной печати, доходят до потомков и через сто лет почти в первозданном виде.
Он ушел из жизни в ночь на 1 марта 2020 года. Осталось творческое наследие большого фотохудожника, которым Омск может гордиться.
фото: Анна Шестакова






















