Омские историки в кадрах кинохроники обнаружили Омск начала 20 века
В Центре изучения истории Гражданской войны состоялась публичная лекция на тему «Белый Омск: к осмыслению очередных находок кинохроники». С докладом выступил главный архивист Исторического архива Омской области, кандидат исторических наук Максим Стельмак.
Находкой стали кадры, снятые в первой половине 1919 года американскими и французскими операторами. Долгое время считалось, что на них запечатлен Екатеринбург. Но омские историки и архивисты смогли опровергнуть это утверждение, доказав, что на кадрах столетней давности сохранен Омск.
Для жителей Омска 1919 года было неудивительным встретить, например, на Любинском проспекте людей, одетых в иностранную военную форму. Это были представители зарубежных войск и иностранных дипломатических миссий, поддерживавших в Омске власть А.В. Колчака и содействовавших белому движению в Сибири.
Несколько находок послужили доказательством того, что кадры были сняты операторами в белой столице. Первым доказательством является марширующий по улице Тарской британский военный оркестр. Дом, мимо которого идут музыканты, сохранился до сих пор. Его нынешний адрес: ул. Тарская,18. А во времена белой столицы там размещалось американское консульство. На кадрах кинохроники видно, как над зданием развивается большой американский флаг.
Известно, что американский консул Эрнест Гаррис рьяно поддерживал А.В. Колчака, не допуская утечки информации о терроре, который периодически устраивал Верховный правитель. Это было, в первую очередь, необходимо для того, чтобы белая армия не потеряла помощь, поступающую из-за границы. Но в главном американский консул все-таки ошибся. В первых числах ноября 1919 года Эрнест Гаррис сообщил своему руководству, что дела у Колчака идут отлично, беспокоиться не о чем. А через 4 дня - 10 ноября - в Омск вошла 5-ая Рабоче-Крестьянская Красная армия под командованием будущего маршала СССР Михаила Тухачевского.
Вторым доказательством стало увиденное в одном из кадров Главное здание французской военной миссии. К счастью, этот дом тоже сохранился в Омске и находится на пересечении улиц им. 10-летия Октября и им. 30-летия ВЛКСМ. В 1900-е годы это был доходный дом Н.А. Губермахера и Ф.Я. Лермана, позднее в него въехала французская дипмиссия. Подкрепляют эту версию и несколько фотографий, на которых запечатлены французский генерал Жанен, общественно-политические и военные деятели, стоящие подле этого здания. Лица А.В. Колчака, американского консула Эрнеста Гарриса хорошо узнаваемы на фото, сделанном у входа в главный корпус нынешнего аграрного университета. Тогда там размещался госпиталь Красного креста.
Как отмечает Максим Стельмак, иностранные военные – это часть истории Омска. И у белого движения, и у стран Антанты был общий противник – советская власть. Здесь, в белой столице, их присутствие было необходимо для координации действий. Иностранные военные являлись связующим звеном между своими странами и Верховным правителем.
Еще одной находкой историков является семисекундный сюжет, снятый 7 ноября 1927 года. Это демонстрация трудящихся Омска, посвященная десятой годовщине Октябрьской революции. Как предполагают омские архивисты, событие происходит на улице им. 10-летия Октября, но это очень осторожная версия, которую еще предстоит доказать.
Наряду с кинохроникой во время лекции были представлены фотографии Омска начала 20 века, которые позволили омским ученым произвести научную атрибуцию, то есть определить источник, время и место создания найденных кинокадров.
Омские ученые считают, что атрибуция представленных во время лекции кадров не является сенсацией. Многие факты из жизни белого Омска уже известны - благодаря бумажным и фото- материалам. Но вот исследование визуального материала - кинохроники - проводилось впервые. А это - знаменательный шаг в череде познания истории родного края, еще одно подтверждение достоверности обнаруженных ранее фактов.
Лекция «Белый Омск: к осмыслению очередных находок кинохроники» состоялась в рамках цикла тематических мероприятий, приуроченных к 150-летию со дня рождения А. В. Колчака (1874–1920).
16+