Презентация каталога и открытый реставрационный совет в музее им. М. А. Врубеля
В рамках событий, приуроченных к 100-летию Музея имени М. А. Врубеля, его сотрудники продолжают знакомить омичей с этапами работы над большим научным, реставрационным, выставочным и издательским проектом, посвященным оригинальной графике из омского собрания.
В конце августа 2024 года во Врубелевском корпусе открылась выставка «”Владеть ценным сокровищем…” Русский рисунок и акварель XVIII – начала XX века», куда вошло свыше 70 произведений – подготовительные эскизы, натурные зарисовки и академические штудии, законченные станковые композиции, театральная графика, созданные в различных техниках. Некоторые из работ прошли серьезную реставрацию и были впервые представлены публике.
Однако музейное собрание рисунков и акварели русских художников XVIII – начала XX гораздо богаче – оно насчитывает около 150 единиц хранения, и все они вошли в недавно изданный одноименный, богато иллюстрированный альбом-каталог. Формат книги, над которой работал большой коллектив сотрудников музея, дает возможность познакомить читателей с малоизвестным разделом музейной коллекции. Каталожная часть традиционно отражает историю бытования произведения, его изучение и реставрацию, а также содержит комментарии к изображениям.
Выход в свет альбома-каталога подводит промежуточный итог многолетней работе, в ходе которой многие ранее неизвестные художники обрели имена, а произведения – названия и даты создания. Несомненно, это важная веха в научно-исследовательской деятельности ведущего научного сотрудника, хранителя фонда русской и зарубежной графики Г. А. Севостьяновой, но еще не финал. Реставратор высшей категории Т. В. Масюк и ее ученица, художник-реставратор первой категории О. П. Новикова продолжают заниматься данным разделом коллекции. Три графических листа, требующие сложной и продолжительной реставрации, были представлены на открытом реставрационном совете.
Председателем реставрационного совета выступает главный хранитель музея, секретарем – ответственный сотрудник отдела учета, а в состав входят реставраторы, ответственные хранители и научные сотрудники. На заседаниях обсуждается состояние предмета, методы и способы его реставрации, утверждается реставрационное задание. В особо сложных случаях для консультаций могут привлекаться специалисты из других реставрационных центров. Открытый реставрационный совет – это уникальная возможность познакомиться с неизвестной широкой публике внутренней жизнью музея.
В числе произведений, которые рассматривались на открытом реставрационном совете, – карандашный рисунок И. И. Шишкина, одного из лучших рисовальщиков России, неизвестная зрителю акварель Е. В. Гольдингер, полученная в дар от московского художника И. П. Рубана, а также работа неизвестного художника XIX века «Итальянка». На последней хочется остановиться подробнее.
Произведение поступило в коллекцию из Государственного музейного фонда, куда в свою очередь было передано из дворца Нарышкиных-Шуваловых, расположенного в Санкт-Петербурге по адресу: Набережная Фонтанки, 21 (ныне в нем находится Музей Фаберже). Исторические документы сообщают нам имя последней владелицы знаменитого особняка. Это графиня Елизавета Владимировна Шувалова (1855–1938). Ее судьба, неразрывно связанная с историей династии Романовых, Российской империи и Санкт-Петербурга, достойна отдельного рассказа.
В 1919 году дворец был национализирован, а богатейшее художественное собрание Шуваловых передано в различные музеи. Многие шедевры сейчас украшают залы Государственного Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Список работ, ранее хранившихся в коллекции Шуваловых, впечатляет! Кстати, именно оттуда в Омск поступила одна из лучших картин музейного собрания – Алессандро Тиарини «Посланники царя Абгара перед Христом» (середина XVII века).
И сейчас у специалистов есть надежда, что великолепный рисунок, представляющий романтический образ юной итальянской красавицы, пока еще неизвестного автора в ходе реставрации откроет новое (и, возможно, громкое) имя в коллекции оригинальной графики.