В Омске представили оперу С.В. Рахманинова «Франческа да Римини» в концертном исполнении
В рамках VII Зимнего музыкального фестиваля «Белая симфония» Омский академический симфонический оркестр обратился к вечному сюжету в искусстве – истории любви Франчески и Паоло. Трагическая судьба влюбленных вдохновила писателей, художников, композиторов на создание настоящих шедевров. В их числе – одноактная опера С.В. Рахманинова. В Концертном зале филармонии слушатели познакомились с ее концертной постановкой, к участию в которой были приглашены солисты Новосибирского академического театра оперы и балета, камерный хор «Певчие» (руководитель – заслуженный работник культуры России Лариса Сабитова), Хор Омского музыкального училища им. В.Я. Шебалина (руководитель – Ирина Кирдяшкина). За дирижерским пультом – маэстро Дмитрий Васильев.
Увековеченная в произведениях искусства история трагической любви Франчески и Паоло реальна. Она произошла в XIII веке в Италии. Согласно преданию, запечатленному выдающимся итальянским поэтом Данте Алигьери в пятой песни «Ада» знаменитой «Божественной комедии», юная Франческа была отдана замуж за властителя Римини Ланчотто Малатесту. Брак был исключительно политическим: он должен был положить конец давней вражде между двумя влиятельными семьями. По обычаю того времени вместо жениха свататься приехал его младший брат Паоло. И Франческа, уверенная, что именно он и есть ее жених, полюбила его и поклялась перед Богом быть ему верною женой. Узнав о тайной любви Франчески и Паоло, Ланчотто в гневе убил их обоих. Но любовь оказалась сильнее смерти. В загробном мире Франческа и Паоло кружатся в вечном вихре в объятиях друг друга.
Вдохновившись творением Данте, С.В. Рахманинов создал свою одноактную оперу «Франческа да Римини» (либретто М.И. Чайковского). «Бесконечное странствие по лабиринтам человеческой души», – так характеризует произведение Рахманинова музыковед Екатерина Юсупова.
Концертная постановка оперы, которую приготовил Омский симфонический оркестр, требует масштабных исполнительских сил. Для воплощения «Франчески да Римини» вместе с оркестром на сцену вышли солисты Новосибирского академического театра оперы и балета, а также два хоровых коллектива – Камерный хор «Певчие» и Хор Омского музыкального училища им. В.Я. Шебалина.
– Для симфонического оркестра концертное исполнение оперы – это вторжение на чужую территорию – территорию оперного театра. Но уровень нашего оркестра позволяют исполнить сложную партитуру «Франческа да Римини», – поясняет художественный руководитель и главный дирижер Дмитрий Васильев. – Певцы во время выступления не будут пользоваться нотами, что позволит им раскрыть не только возможности своего голоса, но и драматически воплотить выразительные мизансцены.
По словам критика Федора Вяземского, «в операх композитора музыка почти всегда является равноправной участницей действия. Насыщенная, порывистая, многогранная, она сама по себе становится мощной звуковой декорацией, что особенно чувствуется в условиях концертного исполнения».
Нынешний год проходит под знаком 150-летия со дня рождения С.В. Рахманинова, и постановка «Франчески да Римини» посвящается юбилею композитора.
Фотограф Вячеслав Андреев