Выставка «Нескучные картины: от Малявина до Муратова. Живопись и графика из коллекции Константина Глущенко»
В музее им. М.А. Врубеля открылась новая выставка отечественного искусства из частного собрания омского предпринимателя, коллекционера и мецената Константина Глущенко.
Более 30 лет Константин Владимирович занимается собирательской деятельностью и популяризацией наследия отечественных живописцев и графиков. В его коллекции, состоящей из 1000 картин, есть как работы широко известных художников, так и тех, чьи имена почти неизвестны или забыты.
- Меня всегда трогает эмоция. Остановиться, подумать о том, что хотел сказать автор, - говорит Константин Глущенко. - Приобретаю картины художников, которых можно обширно представить. Это Александр Суханов, в моей коллекции около ста его картин, Владимир Мушников – тоже около ста. Большое собрание работ Марка Смирнова, Владимира Бичевого. Эти картины можно экспонировать как отдельные выставки. В Бишкеке уже готовится проект «Мир глазами русских художников».
Первый раздел выставки «Нескучные картины: от Малявина до Муратова. Живопись и графика из коллекции Константина Глущенко» знакомит с искусством омских художников XX–XXI вв. Кроме пейзажных картин живописца старшего поколения П. С. Мухина, зритель впервые увидит и его уникальные фронтовые рисунки «Здесь еще враг» и «Здесь был враг». В искусстве 1950–1980-х гг. доминирует пейзажный жанр. Именно в нем проявились лучшие стороны дарования омских художников-пейзажистов: В. Н. Белова, В. И. Бичевого, А. Ф. Краснопёрова, В. В. Кукуйцева, А. А. Шакенова.
Константину Глущенко нравится творчество художника-шестидесятника Евгения Авраамовича Куприянова. Коллекционер смог приобрести немало его работ этюдного характера, эскизы. Творчеством Куприянова искусствоведы серьезно не занимались. Его работы остались в частных коллекциях, шли для украшения школ, ДК, клубов. В семье сохранились многочисленные эскизы. Коллекционер смог приобрести немало его работ этюдного характера и наброски к большим тематическим полотнам и портретам, местонахождение которых, за редким исключением, ныне неизвестно.
Второй раздел выставки посвящен интересам коллекционера, связанным с искусством Москвы, Ленинграда/Санкт-Петербурга, Урала и Сибири. Произведения этого раздела также представляют их владельца как сторонника профессиональной традиционной живописи: здесь мало абстрактных работ, но зато можно увидеть замечательные масляные пейзажи и портреты.
Самое раннее произведение в коллекции – рисунок «Крестьянская девушка» (1909) Ф. А. Малявина. Особый интерес вызывает личность А. Дюбуа – автора двух пейзажей 1920-х гг. Будучи членом первого коалиционного Временного правительства в Петрограде, он находился в Омске во время крестьянских восстаний. В 1920-е гг., уже в эмиграции в Париже, Дюбуа стал заниматься живописью.
Среди множества замечательных произведений выделяются пейзажные этюды 1920-х–1930-х годов московского живописца Н. Я. Белянина, наброски из самаркандской серии В. И. Уфимцева, портреты и пейзажи известных советских художников Н. М. Ромадина, А. М. Герасимова, Н. Н. Чебакова, пейзажи и композиции П. П. Лизинского, Б. А. Шолохова, А. А. Мирзагулова, а также работы ныне живущих российских художников, чьи имена еще не вошли в историю российской живописи.
С большим удовольствием Константин Глущенко коллекционирует работы замечательного живописца Г. Г. Пилипенко.
В разделе омского искусства зритель увидит много интересных произведений. Среди них – хорошо знакомые по прошлым выставкам и публикациям пейзажи и композиции И. А. Санина, В. Л. Долгушина, Н. Г. Горбунова, С. Е. Сочивко, натюрморты А. А. Молодцовой, А. М. Щикалёва и Ю. А. Овчинникова, а также неизвестное полотно Г. П. Кичигина. Постсоветское искусство представлено именами Д. Р. Муратова, И. М. Хабисова, В. М. Владимирова, а живопись последних десятилетий характеризуют работы Н. С. Бринёва, С. И. Прохорова, В. А. Чупилко.
- Это выставка нашего омича Константина Глущенко, - говорит искусствовед, куратор выставки Людмила Богомолова. - Мы отобрали для выставки 130 произведений. Первые работы, которые приобрел коллекционер в 90-е годы, – это авангардистские картины Ларисы Журавлевой. На протяжении более 30 лет Константин имеет такое интересное хобби, приобретает работы, опираясь на собственные вкусы и пристрастия. А вкус у него есть, так как, бывая в частых поездках по стране и за рубежом, Константин Владимирович посещает все музеи. У него хорошая насмотренность, он имеет нужные знания и собирает коллекцию по принципу «да, это мне нравится». Больше всего его привлекает реалистическое искусство художников старшего поколения. Немаловажной задачей он считает сохранение творческого наследия.
Чем важны частные коллекции? В них подчас встречаются произведения, о существовании которых никто не догадывался. Так бывает, когда при жизни художник не популизировал свое творчество, писал «в стол». И после его ухода из жизни многое может затеряться, быть уничтоженным. А для изучения творчества художника важно все.
В день открытия выставки коллекционер и меценат Константин Глущенко подарил Музею им. Врубеля работу Марка Смирнова. В коллекции музея уже есть два полотна этого художника. Все три картины посвящены разработке церковных интерьеров.
Из конкретных авторов, чьи работы он в последнее время приобретает целенаправленно, – четверо. Это самобытный, не имеющий формального образования художник А. Г. Суханов из уральского села Сатки; малоизвестный художник кино В. А. Мушников, чью утраченную временем биографию коллекционер восстанавливал вместе с сыном художника; яркий представитель ленинградского андеграунда Михаил Позин (один из трех братьев, проживающих в Берлине и приобретших славу лучших копиистов полотен старых мастеров) и талантливый московский живописец Марк Смирнов, с которым коллекционера связывают дружеские отношения. Константин Глущенко прошел нелегкий, но интересный путь от собирания их произведений до устройства персональных выставок.
Выставка «Нескучные картины: от Малявина до Муратова. Живопись и графика из коллекции Константина Глущенко» работает с 9 июня по 6 сентября 2023 года .


















































