Выставка «Тихая лирика в произведениях Алексея Сапожникова. К 100-летию художника»
На выставке «„Тихая лирика“ в произведениях Алексея Сапожникова. К 100-летию художника» представлено более 30 живописных работ мастера из фондов Музея имени М. А. Врубеля, ГОХМ «Либеров-центр» и семьи художника, а также этюды и архивные документы.
Алексей Борисович Сапожников (1922–1988), без сомнения, был ярким и самобытным художником-пейзажистом, который находился в постоянном диалоге с традицией. Он начинал как самодеятельный художник, но благодаря неустанной работе над собой, участию в выставках-конкурсах, обучению в мастерской А. Н. Либерова, уже в середине 1960-х становится членом Союза художников России. Судя по работам Сапожникова, он на протяжении всей жизни ощущал неотвратимое влечение к прекрасному в природе. И по манере, и по мироощущению он принадлежит русской школе пейзажного письма, традиции, отсылающей к отечественному искусству XIX века, и не только к живописи, но и к литературе – поэзии.
К концу жизни (например, в лунной серии) Алексей Сапожников подходит очень близко к тому, что искусствовед В. Ф. Чирков назвал «универсальным пейзажем». Здесь внутреннее и внешнее, человек и природа, поэтический строй выражения и внутреннее содержание срастаются настолько, что разделить их оказывается практически невозможно.
Сапожников – художник приватного пейзажа, способный выражать общее через частное (эмоцию, аффект, настроение). Он пишет близкое, и это то близкое, которое может вместе с ним разделять и беречь зритель. В лучших своих произведениях он доходит до высокого уровня эмоциональных и духовных обобщений, где снимается различие между звонкой радостью и тихой печалью, полетом быстрых впечатлений и глубокой задумчивостью. В этом смысле Алексей Сапожников, безусловно, принадлежит к русской поэтической традиции пейзажа.
Фото: Анна Шестакова








































