Бесполезное чудо рождения и пустой мамонт – в Омске открылась выставка Владимира Новикова
В Генерал-губернаторском дворце открылась персональная выставка Владимира Новикова «Погружение в Рай» (18+). Выставить художника непросто, его картины слишком быстро раскупаются. Поэтому, несмотря на большой опыт и портфолио мастера, его персональная экспозиция в родном городе состоялась впервые.
А состоялась она благодаря давнему другу музея имени Врубеля, частному коллекционеру Владимиру Гаврилову, который «одолжил» музею картины из своего собрания.
«Сегодня я могу показать коллекцию, которую собирал на протяжении долгих десяти лет. Ведь так получилось, что Володя пишет медленно. Но наконец, получилось всё это воедино собрать, чтобы показать омичам и гостям города уникальную коллекцию Владимира Новикова. Это уникальный человек с глубокими мыслями, который своим языком выражает иногда те вещи, которые актуальны сегодня в этом мире. Это очень талантливый и самобытный художник. И мы должны гордиться, что такой человек живёт сегодня рядом с нами и работает в городе Омске», - выступил перед гостями Владимир Гаврилов.
В состав выставки вошли 14 живописных работ. Все крупного формата. А самая масштабная работа – «Водопой», в ширину полотно более трёх с половиной метров. Художник признается – картина пока незакончена, это, кстати, видно и невооружённым глазом. Пара фигур немного размыты. Что примечательно, для картины художнику позировали собственные дочери. Владимир Новиков сделал нужные кадры и писал с натуры.
Последние годы мастер пишет с натуры достаточно часто. На выставке есть фотография авторства Николая Грязнова, где видно, как происходит процесс работы с натурщицей. В целом в экспозиции представлены три фотографии и три портрета Новикова, выполненные коллегами художника: Геймраном Баймухановым, Александром Ислановым, Анатолием Мовляном. Последнему художник позировал три часа.
Здесь же бюст работы скульптора Владимира Шамардина. Это портрет художника. На шее черная бабочка, на мочках ушей – игральные кости, а на голове «кокошник» их игральных карт, на вершине которого маленькая фотография ещё юного Володи в убедительном возрасте 6 месяцев.
Игральные карты не редко встречаются в творчестве художника. Владимир Новиков раньше с удовольствием играл в карты, но предпочитал игры один на один, никакого покера и преферанса. Зато пагубные последствия карточных игр художник отобразил на полотнах. К примеру, картина с говорящим названием «Проигранное время». Маленький круглый стол, за ним играют безликие руки с картами. Зато у стола четко очерченный ребёнок с кукольными глазками.
«Проигранное время. Жизнь можно этому [карточным играм] отдать, а ведь в пустоту всё уходит, страдают при этом дети»,- поясняет Владимир Новиков.
Рядом картина под названием «Мне понятно твоё одиночество», где живописец столкнул две эпохи. И да, здесь тоже карты.
«Мне композиция понравилась. На всех мировых туристических буклетах сфинкс, а за ним пирамида. Я пирамиду убрал и поставил карты. Ведь этот сфинкс стоял тысячи лет и будет стоять. Он видел все цивилизации, эпохи, он живой. А внизу машинка – цивилизация, которая уже устарела», - рассказал Новиков.
Другая работа художника может подействовать сильнее, чем кажется. Картина называется «Незрячий». На полотне человек пытается идти вперёд и одновременно тащить с собой корову, держа её за крепкие ноздри. А вместе с коровой тянется повозка с целым ворохом всего подряд.
«Это внутренняя слепота. На самом деле, он оглянулся и увидел, какой бардак за собой он тащит. Два пальца отпусти, и пойдёшь один, спокойно, без напрягов. Видите, наверху птичка с колокольчиком? Райская мечта, наш человек идёт к этой мечте. Надо осознать – мы ходим всю жизнь тащить эту повозку?», - говорит художник.
Весьма жёсткая картина под названием «Бесполезное чудо». Здесь затронута тонкая тема деторождение. Художник доносит одну из самых тиражируемых сегодня мыслей – рождение ребёнка зачастую перестаёт быть таинством, чудом, счастьем. Беременная девочка равнодушно смотрит на клетку ребёнком-куклой. Юный возраст выдают гольфы радужной расцветки, в целом – уже ничего детского. На вид девочке около 13-14 лет, и сегодня это возраст беременностей и абортов. Для ранних женщин деторождение не чудо. Зачатие от насильников и убийц тоже далека от чудес.
Пуповина идёт к монаху, который может решить, будет ли чудо. К хрупкому сосуду ведёт дуло автомата Калашникова. Одно нажатие и чуда не будет. Свидетель происходящего – кошка. Образ животного Николай Новиков списал со своего ныне почившего питомца.
Есть и картина с одноимённым названием «Погружение в рай». Повозка идёт тихо, она ищет души, которые могут метаться в пространстве тысячи лет. Почему её везут улитки? Чтобы повозка не торопилась, а улитки ещё тише черепах. Традиционные слоны, тем не менее, на картине присутствуют. Как и утомлённый седовласый старец на коленях.
Изюминка экспозиции – микроминиатюры Анатолия Коненко. Они расположены прямо на картинах. Для удобства зрителей к раме картины прилагается изящная лупа на верёвочке, чтобы разглядеть микро-живопись. Таких экспонатов на выставке всего два. Владимир Новиков раскрывает небольшой секрет, что такое сотрудничество с Анатолием Коненко планируется продолжать. Так, миниатюры на картинах могут стать самостоятельным явлением – единственным в мире, придуманным в Омске.
«Один пишет картину, второй пишет миниатюру. Такого в мире больше нет», - резюмирует Новиков.
Автор: Ирина Чернышева. Фото: Анна Шестакова