«Будет долго, скучно и неинтересно»: в Пятом театре лауреат Золотой маски показал «случайный» эскиз
Вчера в Пятом театре состоялся показ третьего эскиза в рамках проекта «Молодые — молодым». Свою работу представил лауреат премии «Золотая маска» 35-летний Дмитрий Волкострелов. Театральные СМИ окрестили Дмитрия Волкострелова «одним из самых многообещающих и модных молодых режиссеров России». По этим и другим причинам эскиз Волкострелова стал долгожданным для омских ценителей.
Названия у эскиза нет, конкретный источник отсутствует, попытка найти сюжет (а мы привыкли к сюжетным линиям) проваливается с первой минуты. На сцене – эксперимент ради эксперимента. Дмитрий Волкострелов сразу не стал скрывать, что спектакля мы не увидим. Эти слова поначалу воспринялись как лукавство, но уже через несколько минут стало ясно, что лукавить автор и не собирался.
Камерное пространство. Полумрак. Пока зрители рассаживаются всего на нескольких рядах стульев, на противоположной стороне можно разглядеть артистов, неподвижно сидящих за небольшие столами, которые окажутся школьными партами. Трое парней и три девушки, все в чёрной одежде. Рядом с ним ними лежат простые карандаши и предметы, о которые этими карандашами можно постучать, создавая ритм.
Вся первая часть проходит в полумраке. За спинами артистов снизу верх идёт отрывистый текст из «Чайки». Фразы то ускоряются, то, не спеша, сменяют друг друга, медленно уползая наверх. Тем временем Егор Лябакин, будучи крайним слева, начинает карандашами стучать мотив. Как потом пояснит Дмитрий Волкострелов, артисты исполняли произведение американского композитора Элвина Люсьера.
Артисты по очереди выстукивают мелодию, потом присоединяются друг к другу, играют сообща и вразнобой. А Чехов продолжает «говорить» с большого темного экрана. Благодаря полумраку создается ощущение, что буквы висят в воздухе.
Это была первая часть эксперимента. Началась вторая. Артисты переставили парты, сели за них. Пара парня и с девушкой. Пара двух парней и две девушки друг напротив друга. И начинается что-то вроде диалогов. По крайней мере так кажется сначала. Зрители изо всех сил пытаются вникнуть в суть проговариваемого текста. Потом начинает смущать, с какой непоследовательностью актёры берут листочки из вороха на столах. Потом произносятся всем знакомые фразы – то цитата из «Евгения Онегина», то история про самого известного вандала в мире Герострата. На этом моменте становится ясно, что диалоги – не совсем диалоги, и ведутся на рандом. Какой листочек взял артист, теми словами он и отвечает говорящему ранее. Мировая литература говорит сама с собой, друг с другом и со зрителем. Артисты становятся лишь переходником между веками и нами. Они равнодушно произносят текст, порой – бессмертные строки. На нас обрушивается шквал простых фраз, гениальных изречений, обращений к героям забытого романа, неизвестных монологов, философии разного ранга и далее до бесконечности.
Эта часть эксперимента завершается так же, как и началась. Без точки или запятой, а просто последней сказанной фразой. Артисты снова меняют обстановку, пока одни зрители приходят в себя от текстового хаоса, а другие откровенно пытаются не уснуть, будучи утомленными от количества бессвязных речей.
Начинается третья часть. Для заскучавших зрителей она повеселее. Сцена освещена намного ярче. Четыре парты стоят в два ряда. Перед ними лежит небольшая горка книг. Артисты без колебаний выбирают по первой попавшейся книге. Пятеро рассаживаются, а один выходит к микрофону с листком в руках. Через несколько минут к другому микрофону выйдет второй человек. А еще через несколько минут первый уйдет, а второй останется, потом выйдет третий. И так – пока все артисты не пройдут стадию с микрофоном.
У каждого с собой лист, на котором записаны вопросы. Они озвучивают их вслух, а артисты по очереди отвечают. Думать ответы не приходится, они в книгах. Задается вопрос от человека с микрофоном. Сидящий за партой, чья очередь отвечать, слушает вопрос, открывает книгу на рандомной странице и озвучивает ответ – читает фразу, которая первая попалась на глаза.
Вопросы, судя по всему, писали сами артисты. Здесь и философские задачи, вроде «Зачем мы здесь?», и вызывающие добродушный смех насущные вещи – «Почему у работников культуры такая маленькая зарплата?».
Это аттракцион. Он набирает обороты и внезапно вопросы с ответами находят друг друга. На вопросы вместо людей отвечает литература. Порой нескладно, порой смешно, порой в точку, порой настолько в точку, что даже не смешно. Зрители недоумевают или смеются, актёры остаются невозмутимы.
Звучит последняя фраза. Её посчитали заготовкой к финалу спектакля, но она оказалась тоже рандомной. Литература подыграла эскизному вечеру и автору перфоманса.
Как писал в анонсе события «Пятый театр», зрителя эскиза ждала работа, представленная в жанре «сценической композиции по произведениям русской классики». А как прокомментировал свой эскиз сам режиссёр: «Будет долго скучно и неинтересно». Но на наш взгляд, получилось внезапно, необычно и очень свежо. Кому-то история покажется слегка затянутой, но из написанной Волкостреловым ситуации слов не выкинешь. В прямом смысле.
Автор: Чернышева Ирина. Фото: Анна Шестакова