Директор Омской филармонии представила опыт развития регионального культурного бренда на Съезде лидеров бизнеса
2 декабря в Омске состоялся главный Съезд лидеров бизнеса города, который вновь объединил собственников компаний, создателей региональных брендов и представителей власти. Участники форума обсудили свежие стратегии развития на 2026 год, а также вдохновились примерами своих коллег.

Директор Омской филармонии, Заслуженный работник культуры РФ Ирина Лапшина представила уникальный опыт развития регионального культурного бренда на примере Государственного академического Омского русского народного хора – коллектива, который стал настоящим культурным послом Сибири.
Развитие творческого бренда требует такой же систематической работы, как и любой производственный или коммерческий проект. Это важнейшая задача, результат которой формирует уникальность региона, повышает его привлекательность для жителей, туристов и бизнеса. В своем докладе Ирина Лапшина наглядно продемонстрировала, как правильный подход и использование верных инструментов продвижения позволяют покорять новые вершины.

За последние годы Омский русский народный хор стал одним из лидеров популяризации традиционной культуры на федеральном уровне. Успех коллектива строится на чутком улавливании запросов зрителя нового поколения и выборе точных инструментов для диалога с ним. Сохраняя аутентичность сибирских традиций, хор смело обновляет форматы выступлений и медиа-подачу, доказывая, что народное искусство может быть динамичным и современным.
По словам директора филармонии, один из важнейших механизмов формирования бренда – расширение географии его присутствия. В отношении творческого бренда речь идет об активной гастрольной деятельности. Только за последние 5 лет Омский русский народный хор выступил на гастролях в 48 городах России, познакомив со своим творчеством свыше 42 000 зрителей. Кроме того, коллектив активно участвует в федеральной программе «Мы – Россия», что позволяет ему регулярно представлять свое искусство жителям отдаленных населенных пунктов. Это не только расширение аудитории и узнаваемости бренда, но и создание прочной эмоциональной связи с публикой по всей России.

Ирина Лапшина отметила, что ключевой элемент успешного продвижения Омского хора – это сохранение традиций при внедрении инноваций. Коллектив бережно хранит номера из «золотого фонда» репертуара, но также смело использует современные постановочные решения. С 2015 года артисты создают полномасштабные сюжетные программы, куда успешно интегрируют мультимедиа и цифровые технологии. Ярким примером такого подхода стал проект «Наследники Сибири», запущенный в 2022 году. Благодаря ему Омский хор стал первым в мире творческим коллективом, интегрирующим дополненную реальность (AR) в народное исполнительство. Так с помощью приложения OMSK CHOIR REALITY зрители во время концерта могли увидеть на сцене «оживающие» 3D-эффекты – от медведя с балалайкой до динамичных сцен с огнем. Помимо этого, коллектив использует приемы игрового кино (постановки «Ермак. Легенда Сибири», «Крепость Сибири»), а также создает кросс-культурные проекты, объединяющие классическую музыку, живопись, народное творчество и хореографическое искусство (постановка «Откровения истории Сибири»).
Еще одним ключом к сердцам широкой, особенно молодой, аудитории стали нестандартные маркетинговые решения. Яркие информационные поводы, работа со СМИ, соц.сетями, а также крупными федеральными проектами – секрет успеха сибирского коллектива. В 2020 году Омский русский народный хор покорил интернет своей кавер-версией песни «Ведьмаку заплатите чеканной монетой». Главный саундтрек из американского сериала «Ведьмак» прозвучал в русской народной стилистике и за несколько дней собрал более 2-х миллионов просмотров на YouTube. Спустя несколько дней хор пригласили исполнить песню уже в эфире Первого канала на шоу «Вечерний Ургант». Еще один любопытный маркетинговый ход родился для продвижения премьеры постановки «Ермак. Легенда Сибири»: на протяжении месяца один из артистов хора в образе Ермака гулял по улицам Омска, посещал местные рестораны и кофейни и даже побывал на Студенческой весне. Промоушен нового проекта привлек к себе огромное внимание публики и показал высокие результаты. Позже похожую технологию применили для промо концерта «Крепость Сибири» в Кремлевском дворце, сняв развлекательные видео с Ермаком в современной Москве. Эти ролики были размещены в популярных московских телеграм-каналах.
«В следующем году Омск станет культурной столицей страны. В том числе и благодаря Омскому хору, регион все чаще и увереннее звучит в общефедеральной повестке. Регион становится заметным для инвесторов, федеральных структур и потенциальных жителей, привлекательным для креативных индустрий и туризма. Когда твой регион регулярно звучит в позитивном контексте на уровне страны, а местный хор выступает в Кремлевском дворце, это влияет на готовность молодежи связывать будущее с этой территорией», – завершила свое выступление Ирина Лапшина.
Участники съезда отметили, что такой подход полностью соответствует вызовам новой эпохи. Умение переосмыслить классические форматы, вдохнуть в них новую жизнь и услышать запросы современного потребителя – именно такой подход может стать драйвером для экономического и социокультурного прорыва Омска в 2026 году.