Печать

«Эффект Пиранези» объединил офорты XVIII-го и советскую архитектурную графику XX-го веков

15:24 08 авг 2025

dsc_5738_0.jpg

Объединяя в одном выставочном пространстве офорты Джованни Баттисты Пиранези и проекты советских архитекторов, вдохновлявшихся произведениями этого прославленного итальянского мастера, экспозиция рассказывает о существовании в русской культуре такого яркого явления как пиранезианство.

dsc_5832_5.jpg

«Эта выставка – уникальный совместный проект Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля и Государственного музея истории Санкт-Петербурга, за названием которого скрывается всем знакомая Петропавловская крепость. Этот проект был предложен сотрудниками музея Северной столицы, и мы его поддержали с большим энтузиазмом, поскольку в омском музее хранится немалая часть уникальной коллекции работ Джованни Баттисты Пиранези», – пояснила директор Музея Врубеля Фарида Буреева.

Коллекция представлена в двух залах, в одном из которых расположена серия гравюр Джованни Батиста Пиранези «Виды Рима», «Первая часть архитектуры и перспективы» и «Различные виды Пестума» XVIII-го века, в другом – чертежи ведущих ленинградских архитекторов 1920–1970-х годов — Ноя Троцкого, Иосифа Лангбарда, Евгения Левинсона и других.

Подробно с экспозицией посетителей познакомили сотрудники питерского и омского музеев.

dsc_5793_2.jpg

Хранитель музейных предметов Государственного музея истории Санкт-Петербурга Ольга Егорова рассказала о гравюрах итальянского мастера.

«Когда шли грекоримские споры об искусстве, Джованни Баттиста Пиранези выступал в защиту древнеримской и этрусской культуры, – пояснила Ольга Егорова, – Пиранези был сторонником панримской теории, считал архитектуру древних римлян непосредственным продолжением зодчества древних египтян и наивысшим достижением классического мира. В то время многие настаивали на том, что всему родоначальница культура греческая».

Пиранези — мастер офорта в жанре архитектурных пейзажей. Его работы отличаются особым живописным стилем — каприччио, который объединяет в одном изображении археологические руины и фантазии, растительность и фигуры людей, занятых повседневными делами. 

В своих работах итальянский мастер сочетал офорт с резцовой гравюрой, что позволило добиться выразительности и мягкой контрастности живописи. Особенности техники – штриховой офорт, прием угловой перспективы, усиление контраста светотени, эффекты лунного освещения и разнообразие композиций.

Чаще всего Пиранези прибегает к технике «сухой иглы», используя одни и те же доски для создания нескольких вариантов произведений. Многие варианты его работ описаны и хранятся в музеях. Например, для серии гравюр «Карчери» (темницы) художник создал 16 досок, первую из которых опубликовал в 1749 году. Через 10 лет Пиранези вернулся к этой работе и создал на тех же медных досках новые произведения. 

Работы итальянского гравера, запечатлевшие великолепные образцы античной архитектуры, оказали значительное влияние на развитие неоклассического стиля в европейском и русском искусстве. Во многом именно под влиянием Пиранези развивалась русская архитектурная графика.

«Приемы Пиранези, вид сквозь арку, угловая перспектива, резкий контраст света и тени, большие монументальные пространства и определенный ракурс, который брал мастер для создания масштабных архитектурных решений,  очень вдохновляли советских архитекторов», – рассказала научный сотрудник Санкт-Петербургского музея Оксана Потапова.

dsc_5741_3.jpg

Архитекторы, обучаясь в Академии художеств, копировали офорты Пиранези, а в Петербурге это накладывалось на уникальный исторический контекст в виде классицизма – самого «живучего» направления в искусстве, и академизма, что и отразилось на городской архитектуре, в основе которой лежит архитектура античная.

«Сложно акцентировать внимание на каких-либо конкретных работах, – пояснила научный сотрудник, – но можно выделить некоторые имена, чьи работы представлены на выставке – Ной Троцкий, Евгений Левинсон и Иосиф Лангбард».

dsc_5811_8.jpg

Самый эффектный проект Ноя Троцкого – это крытый стадион из железобетона, напоминающий католическую церковь, в котором видны готические мотивы в виде верхних перекрытий. Выполнен проект в угловой перспективе. Замысел не реализован, как и многие другие, представленные в экспозиции, собранной из выпускных, конкурсных, ученических проектов архитекторов, заведомо обреченных не сбыться.

dsc_5765_12.jpg

«Дом советов» Ноя Троцкого

Из частично реализованных архитектурных проектов – проект Евгения Левинсона станция метро «Автово» первой очереди, осуществленный в 50-ые годы. Второй – Ноя Троцкого «Дом советов» – 1936 – 1941 годы.

dsc_5855_10.jpg

«Пиранези не был архитектором, но мечтал им стать, – заключила научный сотрудник Музея Врубеля Алиса Скебердис. – Он так уникально изображал архитектуру, что на его работах учились мировые архитекторы. Создавая свой Рим, своей архитектурной графикой он обучал других».

Но в Риме, тем не менее, стоит единственное здание, которое построено по проекту Пиранези – Церковь Санта-Мария дель Приорато, известная как церковь Св. Марии на Авентине.  Она возведена в 1764–1765 годах и является составной частью резиденции Мальтийского ордена. Здание церкви закрытое и попасть туристам в него практически невозможно.

Но увидеть офорты Пиранези и советскую архитектурную графика можно с 9 августа по 21 сентября в Центре «Эрмитаж-Сибирь» на ул. Музейной, 4.

effekt_piranezi_poster_0.jpg