Печать

«Хрупкий сад», или Выставка-перевертыш

17:54 18 июн 2025

В Музее искусства Омска (ул. Партизанская 5а, литера М) проходит выставка современной керамики и текстиля «Хрупкий сад». Экспозиция включает работы более 30 омских авторов, среди которых Маша Александрова, Лиза Корн, Катерина Перова, Оксана Смык, Светлана Мухина, Елена Соболева, Юрий Буренков, Ирина Лобова, Наталья Яковлева, Анжелика Горюнова, Ольга Рудницкая, Лена Мишуткина, Татьяна Мухаматуллина, Татьяна Tyen Моисеева и многие другие.

photo_5375562496691272304_y.jpg

По словам куратора выставки, Анастасии Гараевой, впервые работы омских керамистов представлены в музее столь масштабно и самостоятельно.

«С идеей этой экспозиции к нам пришла Маша Александрова, которая сама увлекается керамикой и была заинтересована в том, чтобы познакомиться с работами сообщества омских керамистов: с членами Союза художников России и тех, кто занимается керамикой, но никак не отсвечивает в области официальной художественной культуры, и тех, кто занимается педагогической деятельностью в этой сфере, но не участвует в выставках. Кроме того, мы предположили, что выставка сможет это разрозненное сообщество объединить», – рассказала Анастасия Гараева.

photo_5373283904871595076_y.jpg

В результате идейные вдохновители выставки – Маша Александрова, Анастасия Гараева и Ольга Поркулевич– предложили омским авторам представить свое высказывание на тему временного дома для цветов – вазы. С помощью серии или единичного объекта художники должны были предложить свое прочтение ее формы, функции, предназначения и истории.

photo_5373283904871595063_y.jpg

«Получилась выставка-перевертыш. Часто цветок или букет диктует выбор вазы, на выставке керамики включается другая логика: в нашем хрупком саду именно ваза может стать вдохновителем для выбора цветка под стать», – говорит Анастасия Гараева.

photo_5373283904871595072_y.jpg

Экспозиция получилась «мультижанровой» и «мультисмысловой». Оказалось, что для кого-то ваза – это легкая, ажурная и почти невесомая конструкция, для кого-то – вместилище антропоморфных образов. Или лаконичность и геометрия форм, как в серии работ Ирины Сошниковой «Фобия».  В ней автор передает самые сложные эмоции – стыд и боль, восхищение и отвращение, радость и тоску.

photo_5375562496691272293_y.jpg

Серия Маши Александровой «Хрупкий сад: морщины и трещины» – это работы из разбитой, бракованной керамики, из керамики со сколами и дефектами, находя такие предметы на блошином рынке и у знакомых.

photo_5373283904871595075_y.jpg

«Я пересобирала их в новые формы, все элементы соединены без клея — на фарфор и глазури, вазы прошли многократный обжиг. Образы ваз, собранных из осколков, связаны с ощущением хрупкости человеческого тела и человеческой жизни, с болезненными переживаниями, которые оставляют морщины и трещины», – описывает серию автор.

photo_5373283904871595080_y.jpg

Не менее интересны текстильные серии, которые переносят твердую керамику в более теплое и мягкое пространство сада. Они передают не только смыслы, но семейные традиции. Например, работы Алены Рогатко «Анемоны» создана по мотивам семейных архивов. Автор размышляет о детских воспоминаниях, которые с течением времени теряют четкие очертания и цвет, оставаясь лишь хрупким силуэтом.

photo_5373283904871595078_y.jpg

Семейная традиция ручной вышивки цыганской иглой – в серии «Embroidery» дизайнера Лизы Корн. Текстильные абстракции Олеси Федоровой «Пеленки» – отсылают зрителя к материнству. Даже самый внимательный гость не сразу способен угадать материал, из которого сделаны панно – а ведь это те самые кусочки фланели, в которые заворачивают малышей.

Получается, что каждый объект на выставке имеет свой характер и внутреннюю историю, которую, безусловно интересно узнавать и разгадывать.

Выставка работает до 13 июля.

 

Фото: Марина Бузынина

    Предыдущий Следующий