История одного шедевра. Как за два месяца до выставки идентифицировали горельеф
С 22 мая в музее имени М.А. Врубеля начинает работу выставка «Тот шкипер славный, кем наша двигнулась земля… Петр Великий. К 350-летию со дня рождения» (0+). Это масштабный проект, куратором которого выступила директор музея Фарида Буреева.
Выставка включает свыше 120 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, а также костюмы, архивные документы, книги, модель парусного судна «Ингерманланд». Выставке предшествовала значительная исследовательская и реставрационная работа, а большая часть произведений экспонируется впервые.
В частности, омичи познакомятся с неизвестной для зрителя работой, одной из жемчужин выставки – горельефом итальянского мастера Андреа Фантони. Как выяснилось, произведение чудом вошло в проект, ведь авторство и сюжет были установлены всего за 2-3 месяца до выставки. Ещё одна любопытность в том, что, возможно, это единственная работа Андреа Фантони в нашей стране и хранится она в Омском музее.
Старший научный сотрудник музея имени М. А. Врубеля Евгений Груздов рассказал про этот великолепный экспонат.
«Великодушие Александра Македонского», Андреа Фантони. 18 век, дерево.
Этот горельеф попал к нам при Федоре Мелехине (основатель Омского музея ИЗО), когда Государственный музейный фонд выдавал работы для картинной галереи при нашем музее. Это работа из нашего золотого фонда. Автор был нам неизвестен и сюжет мы тоже не знали. Но взаимодействие с Эрмитажем позволило мне проконсультироваться у наших коллег, в частности у заведующего сектором в отделе западноевропейского искусства Сергея Андросова. И мне подсказали, что, скорее всего, это сюжет Великодушия Александра Македонского. Что вероятно, это Фландрия или север Франции. Что 100% это 18 век. И при этом Эрмитаж подтвердил, что с точки зрения искусства и мастерства вещь просто великолепная. С этой информацией мы какое-то время просуществовали. Но буквально перед Новым годом я решил попробовать установить автора. Начал искать в Сети по запросам «Фландрия», «18 век», «дерево» – на французском, английском, немецком, голландском языках. Искал, но не нашел мастеров с похожей стилистикой и инициалах «АF», вырезанных на горельефе.
Тогда я убрал запрос «Фландрия» и после долгих поисков мне начали выходить очень похожие по композиции картинки: манера изображения деревьев, заднего фона с городами, повороты головы и лошадей. Оказалось, это итальянский мастер из пригорода Бергамо – Андреа Фантони.
Гипотеза хорошая, но нужно было её доказать. И в Бергамо, в Академии изобразительных искусств Каррара я нашел терракотовый эскиз этой работы. Но он был атрибутирован, как Возвращение Давида после битвы с Галиафом.
Затем я вышел на не государственный музей семьи Фантони. Оказалось, что это семья резчиков, которая проработала больше 300 лет. У них периодически рождался очень талантливый представитель семьи, который создавал манеру, эскизы, технику, придумывал инструменты. И вся семья пользовалась этими придумками в течение многих десятилетий, пока не появлялся очередной гений в этой семье, который совершал ещё один прорыв. И последним таким гением был Андреа Фантони.
Я обратился в этот музей и сотрудники мне подтвердили, что семья Фантони делала светские заказы на историческую тематику, поэтому на нашем горельефе изображено Великодушие Александра Македонского. Итак, это эскиз 1811 года, но вырезали горельеф, скорее всего, позднее. Над ним работал не только сам Андреа, но и члены его семьи. Это был большой заказ.