История одной картины. «Портрет императрицы Марии Федоровны в трауре», (1801 г.)
Музей им. М.А. Врубеля запустил новый выставочный проект «Польза, честь и слава: изобразительное искусство и наградное дело». Состав выставки: 161 экспонат: живопись, графика, скульптура, книга, произведения декоративно-прикладного искусства из собрания Музея имени М. А. Врубеля, предметы фалеристики, издания из частных коллекций.
12 разделов экспозиции рассказывают о различных вариантах взаимодействия наградного дела и изобразительного искусства. В коллекции Музея имени М. А. Врубеля значительное количество произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства составляют работы, в которых встречаются изображения государственных наград различных исторических периодов, разного достоинства, разных стран.
В частности, старший научный сотрудник музея имени М. А. Врубеля Евгений Груздов рассказал про полотно Герарда фон Кюгельхена.
«Портрет императрицы Марии Федоровны в трауре», 1801, Герард Франц фон Кюгельхен.
Так, как расположен Орден Святого Иоанна Иерусалимского у Марии Федоровны на картине, носили дамы малого креста. А она все-таки была императрицей, то есть дамой большого креста. И она должна была носить свою награду через плечо. Более того, есть портреты, где Мария Федоровна изображена правильно – с лентой через плечо. Но здесь лента расположена иначе. Почему?
Во-первых, потому что через плечо ленту носили и мужчины и женщины. А так, как изображено на портрете, носили только женщины. Работа называется «Портрет Марии Федоровны в трауре», трауру по её супругу, Павлу I, который ввел систему наград Мальтийского ордена. Для императора это была попытка вернуть рыцарство, которого не хватало тогдашней аристократии. Мальтийский орден существовал ещё со средних веков. Это даже не награда, а корпорация. И, по сути, наградив Марию Федоровну, её призвали в корпорацию, и она стала иониткой.
Во-вторых, лента ордена черная. Мария Федоровна показывает, что для нее это не награда, а память, траур по её рыцарю. И поэтому его портрет посредине. Который, скорее всего, она вырезала сама.
Справка: Франц Герхардт фон Кюгельген (26 февраля 1772 — 27 марта 1820) — немецкий художник конца XVIII — начала XIX века, известный своими портретными работами и произведениями на историческую тематику. Был профессором в Академии художеств в Дрездене, а также членом как прусской, так и русской Академии художеств.