Печать

К 100-летию белой столицы России в Омске открывается «Ковчег Антона Сорокина»

14:35 11 фев 2019

13 февраля в 17:00 во Врубелевском корпусе музея состоится открытие выставки «Ковчег Антона Сорокина. К 100-летию белой столицы» (16+).

Участники проекта: Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, Омский государственный историко-краеведческий музей, и ОТП Банк.

Выставка приурочена к 100-летию белой столицы России (1918–1919), 135-летию со дня рождения А. С. Сорокина. В экспозиции представлено свыше 70 произведений 1918–1919 годов – живопись, графика, декоративно-прикладное искусство.

Выставка знакомит с искусством Омска периода Гражданской войны в Сибири из коллекции писателя и художника-любителя А. С. Сорокина, чей интерес к собирательству во многом был вызван Третьей Весенней выставкой Общества художников и любителей изящных искусств Степного края, прошедшей в Омске в апреле 1919 года в зале Политехнического института. Именно тогда Сорокиным были приобретены (или получены в дар) графические листы московского журналиста А. М. Громова, акварели латыша Карла Балтгайлиса, выполненные на тему его фронтовой жизни, работы учеников студии А. Н. Клементьева Н. А. Мамонтова, В. И. Уфимцева и В. А. Тронова. Впервые (спустя 100 лет!) зрители увидят живописные и графические композиции В. А. Тронова на библейские, мифологические сюжеты, сцены из жизни боярской Руси XVII века, картины на тему современности. 20 произведений – участников выставки 1919 года – составляют один из разделов выставки «Ковчег Антона Сорокина».

С темой повседневной жизни белой столицы России связаны произведения Н. А. Мамонтова: пейзажи Омска, портреты, зарисовки музыкантов военного оркестра Сибирского казачьего войска, актеров летнего театра, остро подмеченные типы горожан на аллеях летнего сада «Аквариум», эффектные жанровые сцены.Еще один раздел экспозиции посвящен личности самого Сорокина. Это автопортреты, его портреты, выполненные Бурлюком и Мамонтовым, а также произведения близких ему художников Тронова, Громова, Эттеля. К 1919 году А. С. Сорокин уже был известен как автор монодрамы «Золото» (1912), повести «Хохот желтого дьявола» (1914), рассказов на тему из жизни «киргизов». Присущая писателю склонность к эпатажу и саморекламе шокировала многих современников, считавших его либо паяцем, либо безумцем. Сам писатель называл себя «Национальной гордостью и гением Сибири», иногда – маньяком и «шутом Бенеццо».

Судьба коллекции А. С. Сорокина драматична. В 1935 году она поступила в Западно-Сибирский Краевой музей, но через несколько лет, как не отвечавшая духу нового времени, подлежала уничтожению. Тайно помещенная сотрудниками под половицами одной из пристроек в музейном дворе, она была обнаружена спустя почти полвека. Внешний вид работ говорил об их непростой судьбе: многие листы отсырели, были разорваны и покрыты плесенью. В 1980-е годы коллекция была поделена между двумя омскими музеями – художественным и историко-краеведческим. Началась кропотливая работа музейных специалистов – Н. П. Мороченко, Т. В. Еременко, И. Г. Девятьяровой, Л. К. Богомоловой – по ее изучению. Усилиями реставраторов Т. В. Масюк, В. П. Ефименко, О. П. Новиковой были восстановлены многие графические и живописные произведения.

Спустя столетие мы с глубоким почтением вспоминаем Антона Семеновича Сорокина, посвятившего часть жизни собиранию произведений современников. Его коллекция, подобно ковчегу, сохранила для потомков незабываемые образы той далекой и трагической эпохи.

Куратор экспозиции Людмила Богомолова.

51794295_1111258932391958_5594386961092575232_n.jpg