Картины Александра Дейнеки прибыли в Омск
Сто картин знаменитого художника А.А. Дейнеки прибыли накануне в Омск для участия в выставке «Александр Дейнека. Над временем». Но поскольку одна работа состоит из двух частей, точнее будет говорить о 99 картинах. Экспозиция открывается в Омском Государственном музее изобразительных искусств имени Михаила Врубеля 16 февраля и продолжит свою работу до 21 мая.
Работы были доставлены в нескольких фурах, упакованы в специальные утепленные ящики – климат-контроль должен соблюдаться в любое время года. Перед поездкой картины обернули в нетканую бумагу, затем - в пупырчатый целлофан, и только потом бережно уложили в ящики, да так, чтобы при движении они не могли соприкасаться. Как пояснила куратор выставки, старший научный сотрудник Курской Государственной картинной галереи имени А.А. Дейнеки Ирина Цуканова, «выставка застрахована на большие цифры».
На вопрос «как возникла идея провести столь респектабельную выставку в Сибири, в частности, в Омском Государственном музее изобразительных искусств имени Михаила Врубеля», Ирина Юрьевна ответила:
- Это была договоренность директоров двух музеев, они пришли к соглашению провести эту выставку, которая будет интересна здесь в Сибири, в Омске. Выставка объемная. Произведения Дейнеки мы не давали никогда и никому. Это тоже подвиг, потому что реставраторы были против того, чтобы везти графику.
- Как перевозились картины?
- После выставки в Новосибирске картины провели некоторое время в ящиках, в темноте – для графики это необходимо, потому что в Омске выставка будет работать более двух месяцев. Выставка Курской государственной картинной галереи считается самым большим собранием картин Александра Дейнеки в нашей стране.
- Можно ли сказать, что нынешняя экспозиция – это возрождение интереса к творчеству «певца советской действительности» Александра Дейнеки?
- Дейнека относится к плеяде очень профессиональных мастеров. Он профессионален и в графике, и в живописи, и в скульптуре, и в монументальном искусстве. С него начался дизайн в нашей стране. По сей день монументальное искусство подстраивается под заданные архитектурой параметры. Требование одно: укрась! Та же ситуация была и в те времена. Самые яркие примеры – станции метро «Маяковская», «Павелецкая» в Москве. Самые настоящие музеи, созданные Дейнекой! Александр Александрович чувствовал себя художником больших размеров. Если бы ему дали пространство, то он бы создал шедевральные произведения. Художник представлял мир совершенным. Но все разрушилось в 40 - 50-е годы. Когда смотришь работы этого периода, то понимаешь, что художник словно уперся в какой-то творческий тупик. В это время его часто ругают, обвиняют в реализме. А он действительно был реалистом, но в отличие от многих других мастеров знал, что существует не только соцреализм. И в 60-е годы стал тем мостиком, который проложил своим творчеством дорогу молодым художникам. Хотелось показать качество Александра Александровича шире и глубже, нежели, чем певца советской действительности, как это принято считать.
Наша справка
Александр Александрович Дейнека (1899-1969) - советский художник-живописец, монументалист, график, скульптор, педагог. Народный художник СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии.