Печать

Картины Евгения Спасского подарят Музею им. Михаила Врубеля

16:16 13 дек 2022

16 декабря в 12.00 к 98-летию Музея имени Врубеля  Региональный общественный фонд изучения и сохранения творческого наследия Евгения Дмитриевича Спасского (Москва) передает в дар музею два живописных произведения и несколько графических листов художника. В омской коллекции до этого момента не было работ Д.Е. Спасского. Место проведения мероприятия: Врубелевский корпус (ул. Ленина, 3).

Евгений Дмитриевич Спасский (1900–1985) — график, живописец, театральный художник, монументалист, иконописец; брат ленинградского поэта и писателя Сергея Спасского, друг Давида Бурлюка, Велимира Хлебникова, Андрея Белого, Михаила Чехова, Бориса Пастернака. Художник учился в Московской художественной студии у М. В. Леблана, М. М. Северова (1917–1918), во Вхутемасе (1921–1922).

Свою творческую деятельность он начинал как авангардист, участник «Большого Сибирского турне» Давида Бурлюка, чье пребывание в 1919 году в Белой столице оставило яркий след в культуре нашего города. В эпатажных выступлениях, литературных диспутах, выставке  авангардистов участвовал и Евгений Спасский, начавший свой путь с «отцом российского футуризма» от Урала.

 Во время Гражданской войны в белом Омске молодой художник попал на военную службу в ряды колчаковской армии. Он выполнял иллюстрации для фронтовой газеты «Вперед», затем работал декоратором в театре. Позже трудился в Самарских высших художественных мастерских вместе со своим братом поэтом Сергеем Спасским, художником С. Я. Адливанкиным и другими. Затем переехал в Москву, где поступил во Вхутемас и подружился с Велимиром Хлебниковым, которого приютил в своей комнате общежития в конце 1921 – начале 1922 годов. С этого времени он оказался в художественно-поэтическом кругу Андрея Белого.

В конце 1920-х – начале 1930-х годов Евгений Спасский работал в Театре имени Вахтангова как помощник режиссера и актер. В Театре оперы и балета имени З. П. Палиашвили (Тбилиси) служил главным художником. С середины 1930-х годов он начал изучать иконопись и заниматься реставрацией и церковной росписью. В 1940-е – 1950-е годы в творческом содружестве с архитектором А. Н. Душкиным принял участие в оформлении станций Московского метрополитена, зданий магазина «Детский мир», Казанского и Днепропетровского вокзалов.

За свою долгую жизнь мастер прошел сложную эволюцию от авангарда до метафизического реализма и один из немногих в советское время обратился в своей живописи к Евангельскому тексту.

Картины художника Евгения Спасского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Иркутском областном художественном музее имени В. П. Сукачева, других музеях, и частных коллекциях в России и за рубежом.

О Фонде Евгения Спасского

Фонд наследия Евгения Спасского активно работает с 2016 года и занимается изучением и популяризацией наследия художника. В 2021 году фонд выпустил альбом – коллективную монографию о творчестве Е. Д. Спасского.

В 2022 году в Новой Третьяковке прошла выставка «Велимир Хлебников. Король времени», на которой был представлен портрет Хлебникова работы Евгения Спасского. В Государственном музее А. С. Пушкина,  на выставке новых поступлений экспонировался графический лист Спасского, приобретенный в коллекцию в этом году.

Теперь произведения художника, чья судьба неразрывно связана с Омском, появятся и в коллекции Музея имени М. А. Врубеля.