Китайские гастроли Омского симфонического оркестра прошли с большим успехом

Музыку в исполнении омичей услышали жители десяти городов Поднебесной. Симфонические произведения Глинки, Глазунова, Бородина, Мусоргского, Штрауса, Франца фон Зуппе, Ли Хуаньчжи прозвучали в Чанчуне, Муданьцзяне, Ханьдане, Сиане, Шицзячжуане, Ухане, Наньчане, Сямэне, Шэньчжэне. Омские музыканты выступали в концертных залах, крупнейших театрах и центрах искусств.
Пресс-конференция, посвященная итогам гастролей Омского академического симфонического оркестра в Китае, состоялась в региональной филармонии. Во встрече с журналистами приняли участие директор Омской филармонии заслуженный работник культуры РФ Ирина Лапшина, художественный руководитель и главный дирижер Омского академического симфонического оркестра Дмитрий Васильев, начальник оркестра Валерий Перминов.
По сути, спикеры сломали привычный формат пресс-конференции «вопрос-ответ» и, не скрывая эмоций, поделились совсем свежими впечатлениями.
Музыканты проехали обширную территорию Китая - от северо-восточных городов, где термометр не поднимался выше -16, до побережья Южно-Китайского моря с температурой воздуха +25. Конечно, это было своего рода испытание для сибиряков, и не столько из-за климатических условий, сколько в плане принятия графика жизни аборигенов. Так, например, концерты Омского симфонического оркестра во всех китайских городах начинались не ранее 19.45. Связано это с устоявшимся режимом: завтрак - в 8.30, обед - 12.00, ужин - в 18.00. А еще обязательный сон, с 13 до 14.00. «Организм должен перезагрузиться», - считают китайцы, ставшие ярыми приверженцами ЗОЖ.
И в таком отдыхе есть свое рациональное зерно, ведь в Поднебесной отпуск работающего человека составляет всего пять дней плюс праздничные дни. Жесткая система контроля дисциплины допускает опоздание на рабочее место на 120 минут в месяц, но если это число увеличится хотя бы на минуту, «социальный уровень» работника начнет снижаться, что чревато увольнением.
Проблемой для незнающих китайских язык гостей является общение. Местное население в Китае говорит только на родном языке, английским владеют лишь дети, активно изучающие его в школе.
Между городами музыканты Омского симфонического перемещались на скоростных поездах, преодолевающих 374 км в час. Но прежде чем попасть в скоростной экспресс, каждый пассажир подвергается жесткому досмотру. Такого, как говорят, нет даже в российских аэропортах.
Сильное впечатление на омичей произвели концертные залы, в которых им довелось выступать. Их впору сравнивать с аэкосмическими комплексами, настолько они обширны и технически оснащены. Но поразило и другое: зрительные залы в Китае не отапливаются. Нет и привычного гардероба: зрители в зале сидят одетыми - в пуховиках и шапках. Во время концерта настрого запрещено вести фото- и видеосъемку. У нарушителей забирают гаджет до окончания выступления. Переезжая из одного мегаполиса в другой, омичи обратили внимание на чистоту этих городов, на огромное количество жителей и небоскребы, высота которых достигает 100 этажей.
О значении китайских гастролей для оркестра рассказал начальник Омского симфонического оркестра Валерий Перминов: «Эта поездка очень важна для Омского симфонического оркестра, она помогает выстроить деловые связи с одним из главных партнеров нашей страны. Организация таких гастролей очень сложный процесс: множество документов, планов, людей. Но наши китайские партнеры справились с этой задачей великолепно, все было четко спланировано: проживание питание, репетиции, концерты, переезды между городами на скоростных поездах, по городу – на трех комфортабельных автобусах. Музыканты оркестра тоже показали высокие организационные способности, все были на связи практически круглосуточно, безропотно переносили «гастрольную жизнь».
Что касается классической музыки, то любовь к ней прививается в Китае с самого раннего детства. Там уверены, что музыка нужна детям, как воздух. С малолетства ребенка обучают игре на каком-нибудь музыкальном инструменте. Классическая фортепианная музыка тихо звучит из всех репродукторов. В Поднебесной культ музыкального искусства.
Русскую музыку в Китае воспринимают с особым трепетом. И поэтому, собираясь на гастроли в Поднебесную, Омский симфонический оркестр продумал и составил программу из двух отделений: в первое вошли произведения русских композиторов 19 века, во второе – сочинения австрийского композитора Иоганна Штрауса и его китайских коллег. Публика услышала Увертюру к опере «Руслан и Людмила», Антракт из балета «Раймонда», «Половецкие пляски», Фантазию «Ночь на Лысой горе, увертюру к оперетте «Легкая кавалерия» и праздничную весеннюю увертюру китайского композитора Ли Хуаньчжи. После каждого концерта оркестр играл на «бис» по два-три раза.
«Нам важно было показать себя как оркестр топ-класса, наладить долгосрочные связи. Высокий исполнительский уровень нашего Омского симфонического вызвал соответствующую реакцию китайской публики: овации не смолкали, на бис выходили после каждой программы не менее трех раз. При этом аудитория собиралась совершенно разная, были и преподаватели из музыкальных вузов и музыканты, которые также высоко оценили профессиональный уровень нашего оркестра», – рассказал художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра Дмитрий Васильев.
Самыми эмоционально-восторженными стали выступление омичей в Шэньчжэне и на новогоднем концерте. Зрители стоя приветствовали оркестр, бисировали, долго не отпускали музыкантов со сцены.
По мнению заслуженного работника культуры РФ Ирины Лапшиной, развитие культурных взаимосвязей с КНР весьма перспективно, поэтому в 2024-2025 годах Омская филармония будет продолжать активно работать в этом направлении, создавая новые проекты.
«Китайская сторона выразила готовность сделать новогодние выступления Омского симфонического оркестра на своих площадках ежегодными. Более того, они готовы рассматривать и другие программы оркестра (джазовые, рок-концерты), а также пригласить и другие коллективы Омской филармонии. А чтобы избежать утомительных и практически ежедневных переездов артистов, мы предложили проводить несколько концертов в одном городе – на разных площадках или в разные дни. Это предложение очень понравилось принимающей стороне», – подытожила Ирина Лапшина.





