Печать

«Королевский подарок» к юбилею Омской филармонии приготовил симфонический оркестр

10:29 10 сен 2024

18.09_otkrytie_sezona.jpg

18 сентября Омская филармония открывает юбилейный 85-й сезон – принимает поздравления и дарит слушателям великолепную музыку. В честь юбилея меломанов ждет «Королевский подарок» – грандиозный концерт Омского академического симфонического оркестра.  На сцену Концертного зала в этот вечер также выйдут Барнаульский академический хор им. А.Б. Тарнецкого (главный хормейстер – Юлия Лапина), Хор Омского музыкального училища им. В.Я. Шебалина (руководитель – Ирина Кирдяшкина), заслуженный артист России Александр Гончарук (художественное слово), пианистка Марина Костерина, а также солисты ведущих оперных театров нашей страны: София Бачаева (сопрано), Надежда Гончарук (меццо-сопрано), Дмитрий Воропаев (тенор), Вадим Кравец (бас-баритон). За дирижерским пультом – маэстро Дмитрий Васильев. Начало программы в 19:00.

Ликующий «Торжественный коронационный марш» П.И. Чайковского откроет концерт и сразу же погрузит в атмосферу праздника. Эта музыка была написана по случаю коронации российского императора Александра III и по праву считается королевской. «Торжественный коронационный марш» П.И. Чайковского, словно парадная преамбула, задает «имперскую» тему, которая пронизывает все три произведения в программе «Королевский подарок».

orkestr_i_hor_2.jpg

Большим сюрпризом для слушателей станет мировая премьера «Фантастической кантаты для чтеца, фортепиано и оркестра» Д. Кривицкого. Эта музыка, которую еще никто никогда не слышал, станет настоящим подарком для меломанов.

«Фантастическая кантата» была создана композитором Давидом Кривицким в 1984 году. В отличие от традиционного жанра кантаты в произведении нет голоса или хора, зато ключевую роль вместе с оркестром играют чтец и солирующее фортепиано. В основе кантаты поэма «Струфиан» (1974) Давида Самойлова. Это ироничное, яркое и новаторское произведение, в котором рассказывается фантастическая версия похищения инопланетянами российского императора Александра I. Образность музыки определяет текст поэмы.  В стилистике звучания кантаты отражаются и фантастические моменты, и русская романсовая лирика.

Продолжит программу знаменитая Девятая симфония Людвига ван Бетховена – величественный гимн человеку и человечеству, невероятный по исполнительскому масштабу и звуковой мощи. В ней композитор подводит итоги прошлого и устремляет взгляд в будущее. Как Прометей, подаривший людям огонь, своей музыкой Бетховен мечтает подарить миру радость и счастье.

Девятая симфония Бетховена – масштабное произведение, совершившее переворот в истории музыки. Бетховен стал первым, кто к оркестровому полотну добавил вокал, ранее не использовавшийся в симфониях, – большого состава хор и выразительные голоса четырех солистов: сопрано, меццо-сопрано, тенор, баритон. Девятая симфония крайне редко звучит со сцены в силу того, что для этого требуется большой состав участников и не каждый филармонический коллектив это может себе позволить. Ее исполнение – знаковое событие в искусстве, поистине королевский подарок для меломанов.

В финале Девятой симфонии звучит знаменитая ода «К радости» на слова Фридриха Шиллера. Стихотворение вдохновляло многих композиторов – Ф. Шуберта, П.И. Чайковского, П. Масканьи. Наиболее оригинальным его воплощением в музыке неоспоримо является финал Девятой симфонии Л. Бетховена.

orkestr_i_hor_4_0.jpg

По мнению маэстро Дмитрия Васильева, между всеми тремя сочинениями, которые прозвучат в программе «Королевский подарок», существуют важные концептуальные связи. Сюжет «Фантастической кантаты» выстроен вокруг Александра I, а Девятая симфония посвящена королю Пруссии Фридриху-Вильгельму III. Монархи были друзьями и политическими союзниками. Прусский король дважды приезжал в Россию в гости к российскому императору. Бетховена также многое связывало с Россией. Композитор посвящал свои произведения русским меценатам – графу Разумовскому и князю Голицыну, которые не только финансово поддерживали композитора, но и способствовали исполнению его музыки. Бетховен также написал три скрипичные сонаты для российского императора Александра I, который был скрипачом-любителем. В дни Венского конгресса Бетховен устроил бенефис, который посетили Александр I и его супруга. Композитор собирался посвятить Александру I Девятую симфонию, но этому помешала смерть императора.

 Звуковая мощь, великолепие музыки, масштаб композиторских замыслов все это делает предстоящий концерт настоящим «Королевским подарком» к новому юбилейному 85-му концертному сезону.

6+