Печать

Музей им. М.А. Врубеля готовит выставку работ Николая Горбунова

11:57 10 мар 2020

11 марта в музее им. М.А. Врубеля открывается выставка Николая Горбунова "Странствия чародея". На выставке представлена широкая ретроспектива живописных и графических произведений известного омского художника Николая Григорьевича Горбунова. Помимо работ из популярного «фольклорного цикла» и «темной» графической серии, выполненной в технике mezzo-tinto, в экспозиции демонстрируется ряд малоизвестных абстрактных и декоративных работ из собрания Музея имени М. А. Врубеля и семьи художника.

Имя Николая Горбунова (1952–2012) хорошо известно не только омскому зрителю, но и далеко за пределами города, с которым художник связал свой творческий путь и личную жизнь. Горбунова можно без всяких оговорок назвать успешным: за свою жизнь он достиг признания как профессионал, сделал карьеру, воспитал учеников. Он был любим публикой, его творчество не обошли стороной ни коммерческий успех, ни художественная критика.

Выставка в Музее имени М. А. Врубеля – еще один повод для встречи зрителя с творчеством любимого автора. Экспозиция представляет наследие мастера максимально широко, включая художественные поиски и неожиданные находки.

Название выставки «Странствия чародея» – это перифраз названия одной из самых известных работ Н. Горбунова «Путешествие чародея» (1992). Эта картина – аллегорический портрет художника в образе мага; не только альтер эго самого автора, но и обобщенный портрет, и имя Художника в целом. Чародей – это тот, кто наводит чары или же создает видимость. В этом художник подобен чародею – ведь он делает не что иное, как создает с помощью холста и красок прекрасную видимость – произведение искусства.

Однако «странствие» – более широкое понятие, чем «путешествие». Это не туристическая поездка, а путь, который художник избирает на свой страх и риск, полностью отдавая себе отчет в том, что на этом пути можно заблудиться или вовсе потерять себя. Но без риска настоящего художника не существует.

Если чародей – аллегория художника, то странствие – аллегория художественного поиска. Кроме того, слово «странствие» стоит в форме множественного числа: художник уходит не единожды, он продолжает и возобновляет поиск на протяжении всей жизни, или, иначе говоря, он странствует, ищет, теряет, находит, снова теряет и только при этом условии остается художником. И пока существуют созданные мастером образы прекрасной видимости, его странствия продолжаются, благодаря зрителю.