Печать

Музей им. М.А. Врубеля впервые покажет коллекцию немецкой династии Манизер

8:01 26 фев 2020

Русско-немецкие культурные связи имеют многовековую историю. Творческий труд российских немцев неотъемлем от отечественной истории, и вклад их в развитие изобразительного искусства России значителен и неоспорим. Особый интерес выставка, демонстрируемая в Музее имени М. А. Врубеля, может представлять для жителей многонациональной Омской области, где немцы составляют одну из пяти самых многочисленных этнических групп.

Впервые Музей имени М. А. Врубеля практически в полном объеме демонстрирует самую крупную за Уралом коллекцию произведений трех поколений знаменитой немецкой династии Манизер, большую часть которой составляют произведения ее основателя – Генриха Матвеевича Манизера (1847–1925), выпускника Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, талантливого портретиста, баталиста, автора исторических полотен. На выставке представлены его картины, эскизы к ним, рисунки и офорты, переданные в 1928 году вдовой художника Александрой Эдуардовной в художественный отдел Западно-Сибирского Краевого музея по просьбе директора Федора Васильевича Мелёхина.

Г. М. Манизер был разносторонним и талантливым мастером. Еще будучи студентом Академии, он принимал участие в росписи храма Христа Спасителя в Москве. В зрелые годы к творчеству Генриха Манизера большой интерес проявляла царская семья. Произведения художника приобретались для парадных залов Зимнего дворца, а портрет Николая II его кисти (1868–1918, Государственный исторический музей, Москва) признан одним из лучших прижизненных изображений императора. Творчество Г. М. Манизер совмещал с педагогической деятельностью – преподавал в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, писал статьи по искусству. Работы художника сейчас находятся в собраниях Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, а также в других музеях и частных коллекциях России и зарубежья.

Спустя годы в музей поступили скульптурные произведения сына Г. М. Манизера, народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР Матвея Генриховича Манизера (1891–1966). Продолживший семейную традицию Матвей Генрихович неоднократно отмечал, что его выбор профессии был закономерен. Используя опыт классической скульптуры в новой революционной реальности, Матвей Манизер создал ряд монументальных произведений, ставших классикой социалистического реализма. Широко известны 20 его скульптур на московской станции метро «Площадь революции».  

Одна из ранних скульптурных работ выпускника Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств Матвея Манизера – портрет выдающегося оперного исполнителя Ивана Васильевича Ершова (1867–1943). Ко времени работы над многофигурным памятником Т. Г. Шевченко в Харькове (1935) Матвей Манизер был состоявшимся мастером, автором ряда значительных монументов. Среди 16 статуй этого ансамбля выделяется скульптура «Катерина» – крепостная крестьянка с грудным ребенком на руках, воспетая Т. Г. Шевченко в одноименной поэме.  Эскиз головы скульптуры «Катерина» поступил в музей в 1956 году из Государственной Третьяковской галереи.

Реалистическую линию в творчестве продолжил представитель третьего поколения династии художников Гуго Матвеевич Манизер (1927–2016). Живописец и график, мастер классического пейзажа, профессор, заслуженный деятель искусств РСФСР. Результатом одной из его творческих поездок по стране стал эпический панорамный пейзаж «Земля Тюменская. Тундра».