Печать

Музей им. Врубеля открывает новый зал иконописи

10:53 04 окт 2023

img_20230904_170136.jpg

7 октября в Омском музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля откроется новый выставочный зал иконописи. Помещение было отремонтировано, здесь установлено новое выставочное оборудование и закуплена современная световая система. 

В фонде икон музея хранятся около 200 произведений, в экспозицию вошли настоящие жемчужины этого собрания - всего около 30 предметов.

В обновленном зале можно познакомиться с произведениями различных региональных школ: московской, новгородской, сибирской, уральской, палехской. И это далеко не полный список. Такая широкая география отражена в оригинальных решениях образов. Например, иконы, написанные в Невьянске на Урале, сочетают обилие золота,  богатство деталей и миниатюрное письмо, что делало их по-настоящему драгоценными. В экспозиции представлена такая икона – Воскресение Христово/Сошествие во ад (конец XIX в.). Размещена она так, чтобы можно было рассмотреть каждую деталь. Также впервые за долгое время в специально изготовленных киотах экспонируются крупноформатные иконы Богородицы –  Казанская и уникальная Скоропослушница афонского письма.

Многие образы Богоматери и святых издревле пользуются большой любовью и почитаются как небесные заступники. В экспозиции представлены  легендарная покровительница Сибири икона Абалакская Знамение, защитница русских земель Владимирская (создана в Оружейной палате Московского кремля), и занимающая особое место в собрании музея Богоматерь Тихвинская, в свое время принадлежавшая выдающемуся омскому ученому-картографу, геодезисту, профессору Омского автодорожного института Д. И. Фиалкову. Икона сопровождала ученого на фронтах Великой Отечественной войны и, по его признанию, хранила его. Иконы Богоматери Владимирской и Тихвинской относятся к ранним в собрании музея и датируются концом XVI –XVII в.

С походами военными и мирными связан еще один экспонат – Царские врата походной церкви, написанные новгородскими мастерами в XVII в. Они представляют собой уменьшенный вариант канонических царских врат православного храма, для того, чтобы в суровых полевых условиях отправлять богослужения.

Еще одна особенность экспозиции музея – экспонирование не только канонических образов, но и «запрещенных», например,  изводы новозаветной Троицы, на которых изображен Бог-Отец с младенцем Христом на руках, держащим голубя – символ Святого Духа. Такие иконы писали сибирские мастера-бунтари, невзирая на запреты церковных иерархов.

Так же в зале можно увидеть иконы, созданные омским мастером Геннадием Адаевым в XXI веке, на них – новые святые: новомученики и исповедники Омские, царственные страстотерпцы, и особенно любимый посетителями образ Богородицы Ахтырской-Ачаирской.

Кроме насыщенных уникальными иконами витрин, в зале можно увидеть инсталляцию, которая знакомит с процессом создания иконописного произведения от производства краски до нанесения на готовый образ тончайшего сусального золота.

Куратор выставки - Екатерина Кудрящева. 

Зал иконы работает во Врубелевском корпусе музея по адресу: улица Ленина,3 ежедневно, кроме понедельника.