Печать

«Музыка без слов»: диалог скрипки и фортепиано на сцене Органного зала

15:59 13 Май 2025

У каждой музыки есть своя архитектура. Соната – одна из самых сложных, но и самых красноречивых её оболочек. Она поразительно гибка и содержательна – словно исповедь чувств, облачённая в магию звуков. 18 мая в Органном зале в новой программе «Музыка без слов» солисты Омской филармонии Гоар Айрапетян (скрипка) и Эмиль Лихнер (фортепиано) обратятся к этому жанру, который более четырёх столетий остаётся загадкой для ума и отдушиной для сердца. Начало в 17:00.

Камерно-инструментальная музыка зародилась в Европе, но именно соната стала самым интересным и наиболее исполняемым жанром. В отличие от пышной оперы и монументальной оратории она оставалась камерной, сосредоточенной, обращённой к вдумчивому слушателю. Уже четыре столетия соната хранит тайну, которую невозможно выразить словами – только музыкой. В программе «Музыка без слов» солисты Омской филармонии предлагают взглянуть на этот жанр с трёх разных точек зрения.

ayrapetyan_3_.jpg

«Идея программы родилась легко: когда нам с Эмилем Анатольевичем предложили сыграть концерт, мы как давние энтузиасты и популяризаторы камерной музыки в нашем городе без раздумий обратились к своим любимым сонатам. Хотелось показать многоликость этого жанра, поэтому мы выбрали три произведения разных эпох, стилей и стран: от венской классики до джазовых интонаций, от Австрии и Франции до России», – рассказала Гоар Айрапетян.

Самый загадочный камерный жанр достиг невероятных высот в наследии Бетховена: его тридцать две фортепианные сонаты – подлинная «библия» для музыкантов. Соната № 4 ля минор – одно из самых драматичных произведений раннего периода в творчестве композитора. Написанная в 1801 году, она стоит на перекрёстке эпох: в ней ещё чувствуется влияние Моцарта, но уже прорывается тот самый «бетховенский» бунтарский дух, который позже изменит всю европейскую музыку.

Сергей Прокофьев с юности увлекался скрипичной музыкой. Цикл Пять мелодий для скрипки и фортепиано – редкий образец его ранней лирики. Эти миниатюры были написаны в 1921 году как вокализы «Пять песен без слов» для певицы Нины Кошиц. После провокационных сочинений вроде «Скифской сюиты» и «Сарказмов» Прокофьев сбрасывает «маску хулигана»: его пять мелодий – камерные, почти интимные, в них ощущаются тёплая меланхолия и личная исповедальность.

Соната № 2 для скрипки и фортепиано Мориса Равеля создавалась в 1923–1927 годах. В ней тонкая французская эстетика сталкивается с энергией джаза и блюза. Сам композитор называл скрипку и фортепиано «инструментами по природе несовместимыми» и подчёркивал их контраст, а не стремился его сгладить. Это произведение – пример утончённой полифонии культур, сдержанной страсти и музыкального эксперимента.

18 мая Гоар Айрапетян и Эмиль Лихнер исполнят эти великолепные произведения и раскроют глубину и многогранность сонатного жанра. Приглашаем омичей в Органный зал Омской филармонии, чтобы насладиться музыкой, которая говорит без слов, но трогает самые сокровенные струны души!