Николай Бурляев представил в Омске свой фильм «Никита»
В Омске прошла презентация документального фильма «Никита», которую снял народный артист России, депутат Госдумы, режиссер, актер и общественный деятель Николай Бурляев. Кинолента рассказывает о многолетней дружбе автора с известным русским режиссером Никитой Михалковым. Это искренний разговор двух друзей, прошагавших вместе шесть десятилетий отечественного кино.
Общение двух режиссеров и актеров началось еще в детстве. Однажды на улице к 13-летнему Николаю подошел студент ВГИКа Андрей Кончаловский и предложил ему сыграть в своей дипломной короткометражке «Мальчик и голубь». По мере работы над фильмом Бурляев познакомился с семьей режиссера и особенно подружился с его братом, Никитой. Вместе они прошли долгий путь — от обычных школьников до мастеров, определяющих лицо русской культуры.

Премьера «Никиты» приурочена и к юбилею главного героя ленты: в 2025 году Никита Сергеевич отмечает 80-летие. По словам Николая Бурляева, фильм стал не столько штрихом к портрету великого режиссера, сколько признанием в любви к человеку, для которого служение искусству и служение России — одно и то же.
«Четыре года назад я написал повесть «Никита» 4 года назад. И мне было интересно мнение Никиты Сергеевича. Я дал ему почитать — он сказал: «Все правда, Коля. Но кому это может быть интересно, кроме нас с тобой и еще двух-трех людей?» Я и тогда понимал, что он ошибается. Поскольку и повесть, и фильм охватывают 66 лет жизни Никиты Сергеевича от раннего детства. И 66 лет испытаний, которые прошла наша страна», — рассказал Николай Бурляев многочисленным омским зрителям.
Он также отметил, что фильм «Никита», безусловно, заинтересует старшее поколение, которое знакомо с биографией и творчеством Михалкова, но также привлечет и молодежь — историей жизни большого художника, искренне рассказанной им самим.

Съемки фильма заняли почти два года, причем большая часть времени ушла на написание сценария и работу с архивами. Получилось интересно: по подаче фильм, с одной стороны, похож на художественное произведение, а с другой — на личностную летопись. В нем есть отрывки киноработ Михалкова, архивные семейные кадры, редкие записи и откровения главного героя.
Зритель узнает историю семьи Михалкова. Например, что изначально фамилия Михалков говорилась с ударением на второй слог. После революции бабушка режиссера, потомственная дворянка, чьи предки участвовали в Куликовской битве, Ольга Михайловна Глебова, пыталась скрыть происхождение свое и своих детей. Записывая их в школу, она поставила ударение в фамилии на последний слог.
Сам Никита Сергеевич очень гордится предками. Его отец, известный русский поэт Сергей Михалков, мать Наталья Кончаловская, дочь художника-авангардиста Петра Кончаловского, чьи работы висят в Третьяковской галерее и Русском музее в Санкт-Петербурге. Кроме того, Кончаловская — внучка художника Василия Сурикова, автора полотен «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка».

Бурляев показывает зрителю Михалкова-человека стойкого и неравнодушного. Вот Никита идет служить на флот. Вот едва не замерзает в сложнейшей северной экспедиции. А вот выступает с речью в Каннах во время натовской агрессии против Сербии, которое закрыло для режиссера дорогу в Америку с прокатом фильма «Сибирский цирюльник» в 1998 году.
В фильме есть и реконструкция: сцены в Щукинском училище, где Михалков и начался как режиссер (он изначально учился на актерском), когда впервые поставил спектакль «12 разгневанных мужчин» (сейчас постановка называется просто «12»).
По словам Николая Бурляева, самым важным в фильме лично для него стал откровенный диалог с Никитой Михалковым.
«Несмотря на то, что мы играем с ним в спектакле «12» — никак не удавалось выкроить время. Я ему говорю — я уже оканчиваю, мне надо сдать фильм — без нашего диалога его не будет. С трудом выкроили время и поговорили. Огромная беседа — два часа, из которой 20 минут я взял на экран», — отметил Бурляев.
Автор фильма признается, что «Никита» — не поклон и не панегирик, а человеческое желание показать: в эпоху, когда многое обесценивается — еще остались верность, дружба и память. И что искусство — дело совести. А на вопрос, стоит ли выносить на публику столь сокровенное, ссылается на работы Тарковского, Бондарчука, Шукшина, отмечая, что «иначе кинематограф просто бесполезен».
Текст, фото: Марина Бузынина


