«Огниво» откроет 90-ый сезон омского театра куклы, актера, маски

О секретах волшебной сказки на Культурном завтраке рассказала творческая команда «Арлекина» – режиссер Антон Нестеренко, актеры Роман Шуников, Алена Моисеева, Анастасия Котаева и Алексей Ри.
Юбилейный девяностый сезон театр открывает премьерой спектакля «Огниво» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена. Для этой сказочной истории год постановки в «Арлекине» тоже стал юбилейным – впервые она была опубликована 190 лет назад.
Спектакль, который театр рекомендует к просмотру зрителям старше 5 лет, станет итогом работы творческой команды во главе с режиссером из Екатеринбурга Антоном Нестеренко. В настоящее время он сотрудничает с Екатеринбургским театром кукол, преподает на кафедре Екатеринбургского государственного театрального института, руководит курсом «Режиссура театра кукол». Остальные авторы спектакля — представители театров Тюмени: визуальное решение спектакля придумал художник-постановщик Сергей Перепелкин, уже работавший в тандеме с Нестеренко над постановкой «Арлекина» «Приключения звездного цирколета». Световым оформлением занимается Татьяна Бершауэр.
С Антоном Нестеренко омский театр реализовывает не первый творческий проект – поставлено три спектакля, «Огниво» – четвертый.

«Арлекин» мне знаком и мною любим, – поделился режиссер с журналистами, – от чего еще больше волнительно, потому что нужно соответствовать. Самое главное для меня – соблюсти свой личный взгляд на театр. А значит, это должно быть волшебно, по-доброму и о любви. Процесс создания спектакля у нас всегда идет с множеством «со»: созидательный, сочинительский, сотворческий».
Театр взял не классическую сказку великого сказочника – режиссер написал собственную инсценировку сказочной истории. Волею судеб Антон Нестеренко уже работал с этим материалом: в процессе создания пьесы получилась третья история, отличная от двух предыдущих – Андерсена и Сперанского.
«Если, например, у Андерсена солдат сразу лишает ведьму головы, – продолжил Нестеренко, – то в нашей версии ведьма вообще не умирает. У нас в принципе никто не умирает. Мало того, в нашей сказке даже у палача на топоре паутина, потому что он просто им не пользуется. Палач, паутину уберет, конечно, но все равно топор ему не пригодится».

Фото Никиты Кудрявцева
По замыслу режиссера действие спектакля начнется в детской комнате среди игрушек, где границы между сном и явью постепенно сотрутся. Эффект ускользающей реальности усилят оригинальные мелодии, которые будут звучать вместе с заимствованными музыкальными темами, и, возможно, видеоряд.
В постановке сыграют два вида кукол – тростевые и планшетные, живой план будет обязательно.
«Я хочу вернуться к классическому театру кукол – без живого плана, – размышляет режиссер, – но конкретно в этом спектакле вместе с куклами сыграют и артисты. Пьеса большая, густонаселенная, много персонажей и мест действия и без живого актера на сцене не обойтись».
«Движущей силой» сказочной истории будут хранители снов, олицетворяющие всех персонажей сказки, и сказочник, в роли которого на сцену выйдет Дмитрий Войдак. А сами персонажи – это куклы, которые и расскажут все зрителям.

Фото Никиты Кудрявцева
В спектакле есть такая фраза, обращенная к зрителям: «Мы сейчас расскажем вам такую историю, что вы все уснете». Как мы помним, все в истории датского писателя-сказочника происходит с принцессой тогда, когда она спит. Но, тем не менее, зрителям будет не до сна. Театр расскажет плюс-минус часовую волшебную сказку для семейного просмотра с превращениями (Ведьмы – в кошку, ворону и муху), темным глубоким колодцем и огромными (2×2) собаками.
Главные роли — Солдата и Принцессы сыграют Роман Шуников и Алена Моисеева.

Роман Шуников рассказал о своем герое – бравом смекалистом Солдате, отметив:
«Главное, что меня роднит с моим персонажем – его самодостаточность. Не прельщает его ни богатство, ни титул, а за принцессой он видит, прежде всего, человека – прекрасную девушку».

Алена Моисеева – Принцесса – сделала акцент на командной работе труппы:
«Мне нравится командная работа. Мы «соединены» планшетными куклами: кто-то «играет» за ручку, кто-то за ножку и голову. Мы обязательно все обсуждаем, проговариваем и существуем на сцене как единое целое. У нас нет разделения. У нас все – это все, способные подменить друг друга».
В данный момент Алена работает над характером Принцессы, которая выйдет в двух образах – тростевой и планшетной кукол. По словам артистки, ей хочется рассказать эту разность через пластику куклы-персонажа и то, как она звучит: с одной стороны она закрыта для мира, с другой – любовь окрыляет ее. Алена Моисеева стремится показать сложный внутренний мир Принцессы.

«Кукольник должен уметь все! Когда я учился, – рассказал режиссер, как будто подтверждая слова Алены, – работу с разными куклами и живым планом одновременно мы называли актерским десантом. Потому что ты и танцуешь, и поешь, и почти одновременно работаешь с разными кукольными системами. Есть такая шутка, что актер-кукольник может станцевать и в балете. И однажды я увидел подтверждение этой уже не шутки, когда выпускник-кукольник в итоге танцевал в балете».
Анастасия Котаева рассказала о поиске характера и «озвучке» планшетного мальчика Ганса, который появляется в спектакле, но отсутствует у великого сказочника.
В новом сезоне труппа театра «Арлекин» пополнилась новым актером, по традиции – выпускником Ярославского государственного театрального института. Омским артистом стал Алексей Ри, которому сразу досталась роль Генерала.
Алексей – выпускник-борисовец (курс Анастасии Борисовой), принят в труппу по приглашению директора «Арлекина», увидевшей его на гастролях с учебным спектаклем в Москве.

«Приглашений было много, но я выбрал Омск, – рассказал Алексей. – Я вернулся на родину – в Омске я родился, просто жил с двух лет в другом городе. Встретили меня очень хорошо и вот, я сразу – Генерал (смеется). В театре мы почти все – выходцы одной школы, поэтому понимаем друг друга с полуслова».
Планшетный эпизодический персонаж Алексея Ри – комический, очень четко обозначающий положение дел в сказочном государстве. Алексей управляет им один и Генерал уже освоил походку и несколько жестов.
«Важно, – дополняет режиссер, – дать актеру «поиграть» с куклой некоторое время. Когда актер и кукла встречаются впервые, они должны побыть наедине».

Фото Никиты Кудрявцева
Отдельно хочется сказать несколько слов о тростевой и планшетной Ведьме, персонаже, который исполняет Елена Фалалеева, не присутствовавшая на Культурном завтраке. Но невозможно умолчать, поскольку Ведьма, по словам создателей спектакля-сказки, получилась очень даже симпатичная. Тем более, что артистка постоянно предлагает режиссеру варианты решений характера, пластики персонажа и много интересного, что хочется применить в волшебной истории и конкретно ведьминой сюжетной линии.
«Мне комфортно работать в этом театре. Прежде всего «Арлекин» – это школа, традиции, устои, профессионализм и стиль, возможность не останавливаться в процессе репетиции на одном и том же множество раз», – заключил Антон Нестеренко.
Финал сказки романтичный, но немного изменен. А какие именно изменения постигли конец сказки, расскажут артисты театра куклы, актера, маски «Арлекин» 30 августа.
Спектакль идет на Большой сцене и будет показан еще и на Новый год.
















