Печать

«Огниво» откроет 90-ый сезон омского театра куклы, актера, маски

15:10 13 авг 2025

dsc_6373_0.jpg

О секретах волшебной сказки на Культурном завтраке рассказала творческая команда «Арлекина» – режиссер Антон Нестеренко, актеры Роман Шуников, Алена Моисеева, Анастасия Котаева и Алексей Ри.

Юбилейный девяностый сезон театр открывает премьерой спектакля «Огниво» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена. Для этой сказочной истории год постановки в «Арлекине» тоже стал юбилейным – впервые она была опубликована 190 лет назад.

Спектакль, который театр рекомендует к просмотру зрителям старше 5 лет, станет итогом работы творческой команды во главе с режиссером из Екатеринбурга Антоном Нестеренко. В настоящее время он сотрудничает с Екатеринбургским театром кукол, преподает на кафедре Екатеринбургского государственного театрального института, руководит курсом «Режиссура театра кукол». Остальные авторы спектакля — представители театров Тюмени: визуальное решение спектакля придумал художник-постановщик Сергей Перепелкин, уже работавший в тандеме с Нестеренко над постановкой «Арлекина» «Приключения звездного цирколета». Световым оформлением занимается Татьяна Бершауэр.

С Антоном Нестеренко омский театр реализовывает не первый творческий проект – поставлено три спектакля, «Огниво» – четвертый.

nesterenko.jpg

«Арлекин» мне знаком и мною любим, – поделился режиссер с журналистами, – от чего еще больше волнительно, потому что нужно соответствовать. Самое главное для меня – соблюсти свой личный взгляд на театр. А значит, это должно быть волшебно, по-доброму и о любви. Процесс создания спектакля у нас всегда идет с множеством «со»: созидательный, сочинительский, сотворческий».

Театр взял не классическую сказку великого сказочника – режиссер написал собственную инсценировку сказочной истории. Волею судеб Антон Нестеренко уже работал с этим материалом: в процессе создания пьесы получилась третья история, отличная от двух предыдущих – Андерсена и Сперанского.

«Если, например, у Андерсена солдат сразу лишает ведьму головы, – продолжил Нестеренко, – то в нашей версии ведьма вообще не умирает. У нас в принципе никто не умирает. Мало того, в нашей сказке даже у палача на топоре паутина, потому что он просто им не пользуется. Палач, паутину уберет, конечно, но все равно топор ему не пригодится».

rtc_0493e.jpg

Фото Никиты Кудрявцева

По замыслу режиссера действие спектакля начнется в детской комнате среди игрушек, где границы между сном и явью постепенно сотрутся. Эффект ускользающей реальности усилят оригинальные мелодии, которые будут звучать вместе с заимствованными музыкальными темами, и, возможно, видеоряд.

В постановке сыграют два вида кукол – тростевые и планшетные, живой план будет обязательно.

«Я хочу вернуться к классическому театру кукол – без живого плана, – размышляет режиссер, – но конкретно в этом спектакле вместе с куклами сыграют и артисты. Пьеса большая, густонаселенная, много персонажей и мест действия и без живого актера на сцене не обойтись».

«Движущей силой» сказочной истории будут хранители снов, олицетворяющие всех персонажей сказки,  и сказочник, в роли которого на сцену выйдет Дмитрий Войдак. А сами персонажи – это куклы, которые и расскажут все зрителям.

rtc_0160e.jpg

Фото Никиты Кудрявцева

В спектакле есть такая фраза, обращенная к зрителям: «Мы сейчас расскажем вам такую историю, что вы все уснете». Как мы помним, все в истории датского писателя-сказочника происходит с принцессой тогда, когда она спит. Но, тем не менее, зрителям будет не до сна. Театр расскажет плюс-минус часовую волшебную сказку для семейного просмотра с превращениями (Ведьмы – в кошку, ворону и муху), темным глубоким колодцем и огромными (2×2) собаками.

Главные роли — Солдата и Принцессы сыграют Роман Шуников и Алена Моисеева.

soldat.jpg

Роман Шуников рассказал о своем герое – бравом смекалистом Солдате, отметив:

«Главное, что меня роднит с моим персонажем – его самодостаточность. Не прельщает его ни богатство, ни титул, а за принцессой он видит, прежде всего, человека – прекрасную девушку».

princessa.jpg

Алена Моисеева – Принцесса – сделала акцент на командной работе труппы:

«Мне нравится командная работа. Мы «соединены» планшетными куклами: кто-то «играет» за ручку, кто-то за ножку и голову. Мы обязательно все обсуждаем, проговариваем и существуем на сцене как единое целое. У нас нет разделения. У нас все – это все, способные подменить друг друга».

В данный момент Алена работает над характером Принцессы, которая выйдет в двух образах –  тростевой и планшетной кукол. По словам артистки, ей хочется рассказать эту разность через пластику куклы-персонажа и то, как она звучит: с одной стороны она закрыта для мира, с другой – любовь окрыляет ее. Алена Моисеева стремится показать сложный внутренний мир Принцессы.

komfort.jpg

«Кукольник должен уметь все! Когда я учился, – рассказал режиссер, как будто подтверждая слова Алены, – работу с разными куклами и живым планом одновременно мы называли актерским десантом. Потому что ты и танцуешь, и поешь, и почти одновременно работаешь с разными кукольными системами. Есть такая шутка, что актер-кукольник может станцевать и в балете. И однажды я увидел подтверждение этой уже не шутки, когда выпускник-кукольник в итоге танцевал в балете».

Анастасия Котаева рассказала о поиске характера и «озвучке» планшетного мальчика Ганса, который появляется в спектакле, но отсутствует у великого сказочника.

В новом сезоне труппа театра «Арлекин» пополнилась новым актером, по традиции – выпускником Ярославского государственного театрального института. Омским артистом стал Алексей Ри, которому сразу досталась роль Генерала.

Алексей – выпускник-борисовец (курс Анастасии Борисовой), принят в труппу по приглашению директора «Арлекина», увидевшей его на гастролях с учебным спектаклем в Москве.

ri.jpg

«Приглашений было много, но я выбрал Омск, – рассказал Алексей. – Я вернулся на родину – в Омске я родился, просто жил с двух лет в другом городе. Встретили меня очень хорошо и вот, я сразу – Генерал (смеется). В театре мы почти все – выходцы одной школы, поэтому понимаем друг друга с полуслова».

Планшетный эпизодический персонаж Алексея Ри – комический, очень четко обозначающий положение дел в сказочном государстве. Алексей управляет им один и Генерал уже освоил походку и несколько жестов.

«Важно, – дополняет режиссер, – дать актеру «поиграть» с куклой некоторое время. Когда актер и кукла встречаются впервые, они должны побыть наедине».

rtc_0605e.jpg

Фото Никиты Кудрявцева

Отдельно хочется сказать несколько слов о тростевой и планшетной Ведьме, персонаже, который исполняет Елена Фалалеева, не присутствовавшая на Культурном завтраке. Но невозможно умолчать, поскольку Ведьма, по словам создателей спектакля-сказки, получилась очень даже симпатичная. Тем более, что артистка постоянно предлагает режиссеру варианты решений характера, пластики персонажа и много интересного, что хочется применить в волшебной истории и конкретно ведьминой сюжетной линии.

«Мне комфортно работать в этом театре. Прежде всего «Арлекин» – это школа, традиции, устои, профессионализм и стиль, возможность не останавливаться в процессе репетиции на одном и том же множество раз», – заключил Антон Нестеренко.

Финал сказки романтичный, но немного изменен. А какие именно изменения постигли конец сказки, расскажут артисты театра куклы, актера, маски «Арлекин» 30 августа.

Спектакль идет на Большой сцене и будет показан еще и на Новый год.

    Предыдущий Следующий