Омичей приглашают познакомиться с «Загадочным миром айнов»
Среди тысяч народов мира есть несколько, чьи облик, культура, обычаи, язык настолько своеобразны и загадочны, что их изучение в этнографии выделилось в особые направления. Среди них — народ аборигенов крайнего севера Японии (а в недалеком прошлом также Сахалина и Курил) - айнов.
Экспозиция, которую любят
Музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, по просьбам ценителей японского искусства, вновь открывает омичам и гостям города «Загадочный мир айнов» (12+). Экспозиция из 12 акварелей японского художника Бёдзана Хирасавы — это описание жизни и быта коренного населения Японских островов, Камчатки, Сахалина и Курильских островов, среди которых он прожил почти четверть века.
В 2000-м году эти работы объехали полмира, участвовали в различных культурных и просветительских проектах в Росси и Японии. В Омске показ акварелей состоялся в 2018 году. В Год культурной столицы уникальные произведения снова представлены омскому зрителю.
Познакомиться с уникальным памятником изобразительного искусства середины XIX века, представляющим историю и быт древнейшего народа Японии можно в феврале во Врубелевском корпусе (ул. Ленина, 3).
Акварели в деталях показывают внешний вид, одежду и предметы обихода древнего народа.

Каждый рисунок сопровождают экспликации, из которых можно узнать, например, чем схожи и чем отличаются медвежий культ сибиряков и айнов и как у японских аборигенов проходил его галвный ритуал — «медвежий праздник».

Или о том, как проходила последняя в истории ритуальная казнь самурая в 1868 году. А также о том, как во времена Хиросавы японские власти начали проявлять заботу о своих гражданах, пытаясь уберечь их от эпидемии оспы с помощью прививок.

Художник-репортер
Бёдзан Хирасава (1822-1876) родился на северо-востоке Хонсю. Достоверно неизвестно, где он получил художественное образование, но уже в 20 лет будущий художник отправился на Хоккайдо, сначала на север, где рисовал обереги для кораблей, а позже — на восток, где поселился в общине айнов, изучал их обычаи и культуру, зарисовывал сценки из их жизни, то есть, создавал так называемые работы в жанре «айну-э».
В 1858 году, когда порт Хакодатэ был открыт для иностранцев, Бёдзан Хирасава стал много рисовать на заказ: необычные по сюжетам и оригинальные по композиции рисунки, выполненные тушью, акварелью, гуашью, серебром и бронзой, приобрели у путешественников большую популярность в качестве сувениров.
«Хиросава жил в переломную эпоху, предреволюционное время и был он человеком неоднозначным. Он был талантливым художником, ему порой покровительствовали влиятельные люди. В то же время он был капризен, чудаковат, очень любил выпить. В общем, маргинал. Но когда он не пил, он творил с упоением, причем, стремился к новаторству, к творческому поиску, и это выражалось и в особенностях экспозиции, невероятной, почти репортерской детализации, но также в использовании импортной бумаги и красок, которые художник покупал или выменивал иностранцев», — рассказала хранитель фонда русской и зарубежной графики Музея имени М.А. Врубеля, ведущий научный сотрудник Галина Севостьянова, которая более 35 лет занимается расшифровкой сюжетов Бёдзана Хиросавы.
В своих работах мастер изображал традиционный уклад жизни айнов: сцены охоты, рыбной ловли, ритуальных праздников и административных встреч. Используя многолетний опыт общения с айнами, художник передал их самобытную материальную и духовную культуру. Причем, сделал это в уникальной живописной манере, органично переплетая японскую детализацию и европейскую перспективу.
Имя Бёдзана Хирасавы получает большую известность только в конце XIX века, когда один из японских коллекционеров приносит в музей четыре работы художника.
«Еще некоторое время эти акварели считались работами неизвестного художника (также как и омская коллекция не сразу обрела автора), но все же находятся исследователи, которые выясняют его имя, узнают о существовании других полотен. И по крупицам раскапывают биографию художника», — добавляет Галина Севостьянова.
Омская «айну-э»
Серия из 12 акварелей была обнаружена при разборе и каталогизации обширной (свыше 3500 единиц) коллекции русской и зарубежной графики. Эту коллекцию ее собиратель, выдающийся геоботаник, академик РАН Е.М. Лавренко (1900-1987), незадолго до своей кончины передал в Омский музей изобразительных искусств. Сведений о том, каким образом эти акварели попали в собственность Е.М. Лавренко, не сохранилось, но предполагается, что это был заказ одного из русских послов в Японии, который Бёдзан Хирасава выполнил чуть позже заданного срока.
Омская «айну-э» — крупнейшая в мире: всего известно около 60 работ работ художника и только 4 из них хранятся в японских музеях. Несколько рисунков хранятся в Кунсткамере (их привёз в 1880 году будущий секретарь РГО А. В. Григорьев), а также в Британском музее.
«Наша коллекция не только самая большая в мире, но также самая значительная с точки зрения этнографии. Дело в том, что в ней ученые-этнографы нашли сюжеты, которые ранее нигде не были описаны. Это тот уникальный случай, когда на примере айнской серии мы можем говорить об искусстве как способе познания истории исчезнувших цивилизаций», — говорит Галина Севостьянова.
Расшифровкой сюжетов занимались этнографы и историки Тибского университета и Токийского национального музея. Их находки, а также исследования российских искусствоведов и этнографов легли в основу книги «Омская сенсация. Серия акварелей Безана Хирасавы "Жизнь и обычаи айнов" из собрания Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А.Врубеля», изданной музеем в 2008 году.

Угасающий народ
Айны — коренное население Японских островов, Камчатки, Сахалина и Курильских островов, а также обширных территорий в низовьях Амура. По предположению ученых, первые айны появились на Дальнем Востоке примерно 15 тысяч лет назад. Существуют две гипотезы миграции: первая — айны пришли на Дальний Восток из Северной Сибири, вторая — с южных островов Тихого океана. Приблизительно с 500 года до н. э. с Японских островов айнов начали вытеснять пришельцы монголоидного типа — предки современных японцев. Однако воинственные айны долгое время не позволяли чужакам согнать себя с обжитых мест.
С 1875 по 1905 годы, когда земли айнов все-таки захватила Япония, народ оказался разделен: треть айнского племени, 850 человек, была вывезена на Хоккайдо и подверглась японизации. В 1899 году ее правительство приняло закон, согласно которому айны должны были ассимилироваться и официально стать японцами, переняв их культуру, язык, традиции и даже взяв японские имена.

Айны. Семейный портрет. Япония. Конец 19 – начало 20 вв. Фото: Большая советская энциклопедия - из собрания М. Ф. Ост.
В 1914 году всех айнов Хоккайдо собрали в 10 населённых пунктах. Передвижение жителей этих резерваций по острову ограничивалось. Японцы всячески боролись с традиционной культурой, традиционными верованиями айнов. Однако, после поражения Японии во Второй мировой войне в 1945 году именно как японские подданные айны попали под репатриацию.
В 1979 году этноним «айны» был вычеркнут из списка этнических групп СССР: народ был признан вымершим. В России по итогам переписи 2021 года численность айнов — 300 человек. В Японии айны признаны коренным населением в июне 2008 года. По официальным данным правительства Хоккайдо, их численность — 11 450 человек (исследование 2023 года).
В современной Японии делаются попытки возрождения айнской культуры, в том числе в качестве туристической достопримечательности. Устное наследие айнов включает песни (упопо), сказки, эпические и героические сказания (юкар). Традиционные танцы айнов включены в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО (2009).
Текст и фото: Марина Бузынина