Печать

Омская филармония представит новую программу

16:17 26 мар 2025

maestro_dmitriy_vasilev_0.jpg

Маэстро Дмитрий Васильев

Омский академический симфонический оркестр (художественный руководитель и главный дирижёр – Дмитрий Васильев) исполнит новую программу «Последняя симфония. Воскрешение Лазаря», которая пройдёт в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны».

11 апреля в 19:00 в Концертном зале филармонии меломаны услышат фрагменты оратории «Воскрешение Лазаря» И.К.Ф. Баха и Симфонию № 22 М. Вайнберга.

В этот вечер впервые в России прозвучат фрагменты оратории «Воскрешение Лазаря» Иоганна Кристофа Фридриха Баха (1732–1795) – девятого сына Иоганна Себастьяна.

Концерт пройдёт накануне Лазаревой субботы. В этот день христиане вспоминают чудо воскрешения Иисусом Христом праведного Лазаря, совершённого в знак грядущего воскресения всех умерших.

Музыка Иоганна Кристофа Фридриха Баха сегодня почти неизвестна: во время Второй мировой войны архив композитора был утрачен. Оратория «Воскрешение Лазаря» написана в 1773 году. Фрагменты оратории прозвучат в исполнении Омского симфонического оркестра, хора студентов и солистов Музыкального училища имени В.Я. Шебалина, отмечающего в 2025 году своё 105-летие. Солисты – лауреаты X Областного конкурса «Солист оркестра»: Мария Тыкманова (сопрано), Дарья Пушкина (меццо-сопрано), Артём Мартиросян (тенор), Иван Слуцкий (бас-баритон).

Симфония № 22 – последнее сочинение Вайнберга, его «лебединая песня». Прощальная исповедь великого симфониста ХХ века.

Мечислав Вайнберг (1919–1996) сегодня – один их самых исполняемых советских композиторов в России и за рубежом (наряду с Шостаковичем, Прокофьевым, Шнитке). В Большом и Мариинском театрах поставлена его опера «Идиот», в Новой Опере и театре «Урал Опера Балет» – «Пассажирка», в Мариинском – «Поздравляем!», в Нижегородском театре оперы и балета – опера «Любовь д’Артаньяна» и балет «Золотой ключик». Звучат его симфонические и камерные сочинения.

При жизни Вайнберга его музыку исполняли мастера сцены – Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Мстислав Ростропович, Фёдор Дружинин, Квартет Бородина, оркестры под управлением Кирилла Кондрашина, Рудольфа Баршая... Сегодня – Владимир Юровский, Теодор Курентзис, Гидон Кремер, Иван Монигетти, Марта Аргерих, Борис Андрианов, «Данель-квартет»... Широкой публике Вайнберг известен по музыке к фильмам «Летят журавли», «Медовый месяц», «Укротительница тигров», «Последний дюйм», «Афоня» и многим другим; мультфильмам «Винни-Пух», «Каникулы Бонифация»...

В жизни и творчестве Вайнберга отразились драматические события ХХ века. Первый выдающийся композитор, родившийся в независимой Польше, он учился в Варшавской консерватории, подавал большие надежды как пианист. В первые дни Второй мировой войны он бежал из Варшавы и, чудом избежав смерти, оказался в СССР, где прожил почти 60 лет. Его отец, мать и сестра погибли в фашистском концлагере. Трагедия войны, Холокоста стала центральной темой творчества Вайнберга. Своим главным сочинением он считал оперу «Пассажирка», посвящённую узникам Освенцима.

В год 80-летия Победы и 80-летия освобождения Освенцима музыка Вайнберга приобретает особое звучание. Вайнберг писал свою последнюю симфонию в 1993–1994 годах, будучи тяжело больным, и успел окончить её лишь в клавире. В 2002-м оркестровку с учётом всех пометок, оставленных автором в клавире, сделал замечательный композитор Кирилл Уманский (1962–2022), досконально изучивший оркестровый стиль Вайнберга.

Музыка симфонии проникнута настроением ухода. «Глубинный мотив воспоминания пронизывает музыкальную ткань всей симфонии и, чуть замирая, напряжённо пульсирует, когда в музыке «наступает тишина». Три части симфонии Фантазия, Интермеццо и Реминисценции «бесшовно» переходят одна в другую… Последняя симфония Вайнберга обращение в прошлое, включающее в себя цитаты из его опер «Пассажирка» и «Идиот»…», писал о симфонии музыкальный обозреватель газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung Ян Брахман.

В России Симфонии № 22 прозвучала впервые в 2003 году. В 2015-м Омский академический симфонический оркестр под управлением Дмитрия Васильева впервые в мире записал симфонию на британском лейбле Toccata Classic.

Проект «Последняя симфония. Мечислав Вайнберг. Симфония № 22» организован «Музыкальным обозрением» совместно с издательством «Композитор • Санкт-Петербург». Проект включает издание партитуры, клавира и партий симфонии и исполнение её оркестрами России. К проекту уже присоединились симфонический оркестр Нижегородского театра оперы и балета под управлением Фёдора Леднёва, симфонический оркестр Челябинской области под управлением Алексея Рубина, Красноярский симфонический оркестр под управлением Владимира Ланде, Российский национальный оркестр под управлением Фёдора Безносикова.

11 апреля, в день исполнения Симфонии № 22 в Омске, в Санкт-Петербурге прозвучит Первая симфония Вайнберга, посвящённая Красной Армии, в исполнении Академического симфонического оркестра филармонии под управлением Андрея Аниханова.

11 апреля – важная дата календаря: это Международный день освобождения узников фашистских концлагерей.

Организаторы и участники – Омская филармония, «Музыкальное обозрение», «Всероссийские филармонические сезоны», Омский академический симфонический оркестр, Омское музыкальное училище имени В.Я. Шебалина, издательство «Композитор • Санкт-Петербург» – представляют проект «Воскрешение Лазаря. Последняя симфония». Кураторы проекта – главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов и директор Омской филармонии Ирина Лапшина.

Вступительное слово и лекция перед концертом – Андрей Устинов – музыковед, музыкальный критик, продюсер музыкальных проектов, главный редактор информационного агентства «Музыкальное обозрение», заслуженный деятель искусств России.

Лекция состоится за час до концерта в 18:00 в конференц-зале Концертного зала филармонии.