Печать

Омский симфонический оркестр посвятит концерт Микаэлу Таривердиеву

15:42 11 авг 2021

Имя Микаэла Таривердиева (1931-1996) вписано в Книгу рекордов Гиннесса как обладателя самого большого числа премий в области киномузыки. Он написал саундтреки к 132 фильмам. Большинству он известен по двум кинолентам – «Ирония судьбы, или С легким паром!» и «17 мгновений весны», которые пронизаны его музыкой и песнями. 15 августа выдающемуся российскому композитору исполнилось бы 90 лет. По случаю памятной даты Омский академический симфонический оркестр под управлением художественного руководителя и главного дирижера Дмитрия Васильева выступит в Концертном зале филармонии с новой программой «Последний романтик. Микаэл Таривердиев». Начало концерта в 19.00.

Микаэл Таривердиев во многом был первым. Он первым из композиторов обратился к поэзии шестидесятников – Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, к лирике Марины Цветаевой, первым стал активно использовать клавесин в популярной музыке, создал первый отечественный киномюзикл, отвечавший всем правилам этого жанра, – «Король-олень».

Таривердиев преуспел как в киномузыке, эстраде, так и в академическом направлении. Его перу принадлежат оперы, балеты, концерты, хоралы, камерные вокальные циклы. Омский академический симфонический оркестр раскроет талант композитора с разных сторон. В первом отделении предстоящего концерта прозвучит моноопера «Ожидание», во втором – киномузыка: Сюиты из к/ф «17 мгновений весны», «Ирония судьбы…» и «Ольга Сергеевна», Прелюдия «Последний романтик» из к/ф «Маленький школьный оркестр», песня «Маленький принц» из к/ф «Человек с экватора».

Если киномузыка Таривердиева со сцены Концертного зала филармонии звучит регулярно, то моноопера «Ожидание» (монолог женщины) на стихи Р. Рождественского исполняется крайне редко.  

Единственный персонаж монооперы – «Она» – собирательный образ женщины, ожидающей свою любовь. За тридцать с небольшим минут, что длится опера, героиня меняется на глазах зрителей. От состояния полного отчаяния и безысходности она приходит к пониманию, принятию и мудрости, осознанию собственной силы и вере в то, что ей удастся дождаться своего человека, даже если ожидание продлится всю жизнь. И все, что происходит в ее душе, рисует музыка Таривердиева с подкупающей простотой и правдивостью. Для исполнения монооперы «Ожидание» в Омск приедет солистка Московского академического Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Наталья Петрожицкая (сопрано).

Музыка Таривердиева имеет свою особенную, неповторимую интонацию – щемящую, ностальгическую, с оттенком грусти. «В музыке любого жанра он имеет свой неповторимый голос. Иногда он обращает нас якобы в старину, иногда, напротив, кидает нас намного вперед обычной жизни, но каждый раз он проникает к нам в душу, в сердце. Он композитор современный. Но еще и композитор и прошлого, и настоящего, и будущего. То есть он обобщает в своей музыки все эти интонации», – писал о Таривердиеве режиссер Борис Покровский. Предстоящий концерт Омского симфонического оркестра – лучшее подтверждение этих слов.

6+