Омский юбиляр Георгий Кичигин рассказал, что важнее в становлении художника
Во врубелевском корпусе начала работать выставка «Георгий Кичигин. Юбилейная выставка из собрания Музея имени М. А. Врубеля».
В экспозицию вошло 28 живописных работ Георгия Кичигина, созданных с 1979 по 2011 год. К 70-летию художника музей впервые представил зрителям практически в полном объеме произведения талантливого омского живописца из своего собрания. Более 40 лет длится диалог между Георгием Кичигиным и музеем. Начался он в 1979 году с портрета дочери «Настя» (1979). На протяжении 1980-х – 1990-х годов в музейное собрание вошли широко известные работы «Автопортрет», «Вера», «Портрет художника А. Н. Либерова», «Портрет художника А. Зарипова» (все – 1984), «Падает метляк», «Траншея» (обе – 1987), «Весна» (1989), «Соло в переходе» (1990) и др. Символами своего времени стали монументальные полотна «Трасса» (1988) и «Трибуна» (1995).
Как рассказала инициатор выставки, старший научный сотрудник музея им. Врубеля Людмила Богомолова, Георгий Петрович давно дружит с музеем и сам помогает пополнять коллекцию.
«Георгий Петрович – это классик, потому что у него очень гармонично сочетаются артистизм исполнения и глубина замысла. И даже если горькие вещи изображает – то делает это прекрасным языком. Это думающий, глубокий художник, в его работах много умных отобранных деталей», – говорит Людмила Богомолова.
В день открытия выставки прозвучало много добрых слов. Говорились речи, дарились цветы, а председатель Омского отделения Союза художников России Андрей Машанов и вовсе предложил музею им. Врубеля внести картины юбиляра в постоянную экспозицию.
Сам Георгий Кичигин отвлекся от поздравлений и поговорил с омскими журналистами.
Георгий Петрович, Вас называют живым классиком.
- я живой? Ещё и классик? Я таких слов вообще не признаю. Знаю, что их в шутку говорят. Сейчас время такое, все преувеличивается, все сразу называется гениальным. Поэтому слишком много юбилеев проводится, чтобы регулярно говорились эти сладкие слова. У меня не юбилейный год – семидесятилетие, вот в 75 лет будет юбилей, тогда могу принять ваши слова к сведению.
Говорят, что художники учатся всю жизнь, как сейчас учитесь Вы?
- хирург режет всю жизнь, а я всю жизнь рисую. Это профессия, здесь надо оглядываться и выставлять свои работы среди других художников. Эта выставка не показатель, было бы показателем, если бы здесь были работы еще пары авторов. Надо себя постоянно сравнивать.
Сравнивать с кем?
Знаете, мне нравится, чтобы ничего не менялось, чтобы коллектив был один и тот же. Я хочу, чтобы вокруг были сибирские художники, и мы с ними пели одну песню.
Как вы оцениваете новое поколение художников?
Талантов не бывает больше, чем их было. Их не клонируют. Вот сколько их было мало, столько и есть. Остальное – пыль. Я без высокомерия говорю. Но пыль надо почаще стряхивать, чтобы человек ощущал себя. Я всегда себя проверяю, а некоторые молодые люди не проверяют себя, а сразу выходят на уровень, когда их нужно хвалить. Выставки, выставки, похвала, похвала – и надул щеки.
Внука рисовать учите?
Внука не учу рисовать и я не хочу, и он не хочет. Я наелся педагогикой, и считаю этот момент в нашей сфере немного фальшивым. Потому что мы учились по старым программам, а сейчас новые, обрубленные, там ничего не осталось. И мы дерем последнюю шкурку со студента. Берем его молодое время, а взамен ничего не даем, даже работать. Вот где работать художнику? Устраиваются единицы. Поэтому я не люблю быть провокатором на какую-то жизнь. Если я вижу, что у человека глаза горят, и он без этого не может – то да, пожалуйста.
Последний вопрос. Что важнее: талант или трудоспособность?
Трудоспособность и трудолюбие – в первую очередь. А потом уже талант.
Юбилейная выставка 2021 года в музее – третья персональная. На двух первых – «Диалог» (2001) и «Окрест» (2011) – экспонировались, прежде всего, произведения из мастерской художника. Экспозиция продолжит свою работу до 5 сентября.