Печать

Отражение и откровение Марии Смольяниновой

9:58 12 дек 2025

 В Музее Врубеля открылась выставка графики московской художницы «Эпифании Марии Смольяниновой. Офорты».

obshchiy_zal.jpg

В составе выставки более 70 графических произведений члена Московского Союза художников, члена Союза художников России Марии Смольяниновой, автора с самобытным, индивидуальным художественным почерком и богатым творческим потенциалом.

«Освещение современной художественной жизнинеотъемлемая часть нашей работы, — обратилась к гостям специалист экспозиционно-выставочного отдела Екатерина Герасимова. — Сегодня мы представляем работы художника-графика московской школы. Буквально недавно наши коллеги открыли выставку в Московском музее современного искусства, а сегодня с этим творчеством могут познакомиться и омичи».

kurator_i_mariya.jpg

Презентовал выставку графики Марии Смольяниновой куратор, представитель фонда «Живой город», директор Музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артем Силкин.

«Живой город» поддерживает современное художественное искусство, в том числе театральные площадки и фестивали, — пояснил Артем Силкин. — Эта выставка — результат нашей работы. Графика, возможно, в современное ускоряющееся время многим покажется не совсем актуальной, излишне замедленной, нарочитой техникой, но именно такие техники сохраняют подлинную внутреннюю жизнь искусства».

«Эпифании» — так определил работы художника куратор ее первой персональной выставки 2014 года, известный российский историк и искусствовед Александр Мельник, имея в виду концепцию литературных эпифаний Джеймса Джойса.

«“Эпифании” — слово греческое. Отраженье. Откровенье. Тончайший импульс, короткая вспышка, выхватывающая из темноты мгновенье быстротекущей жизни, высвечивающая напряженье мысли, жест, ощущенье, событье, поступок, предмет. Короткие вспышки, импульсы, порою в чем-то и противоречащие друг другу — диалектически противоречащие друг другу — соединенье разнородных явлений и даже полных противоположностей в единый — диалектически связанный — непрерывный поток». Так описывал своё понимание эпифаний выдающийся советский поэт Юрий Левитанский.

Это значение полностью отражает сущность творчества Марии Смольяниновой — лиричного, вдумчивого, иногда обманчиво созерцательного, всегда скрывающего сильное чувство и впечатление.

mariya.jpg

«Я никогда не расстаюсь с блокнотом, — рассказала художница. — Для меня важно записать, зарисовать самые первые впечатления, ощущения, эмоции и сохранить их до тех пор, пока не будет выполнена работа. Нужно постараться не выложиться заранее, сделать так, чтобы энергия ушла в доску, а не исчезла в процессе, эмоция не была пережита и забыта. Потому что от первоначального замысла до воплощения иногда проходит три года».

Мария Смольянинова работала маслом, пастелью, но графика — ее особая любовь. Гравюры мастера, выполненные в разных техниках, состоят из серий или циклов — «Январь в Крыму», «Московский рэгтайм», «Музыка Петербурга», «Сакартвело», «Вечный пейзаж», «Свияжск», отражающих впечатления от творческих поездок по России и другим странам.

«У каждого города, места свой звук и я пытаюсь отразить это в своих работах. Не надо специально искать какой-то почерк, нужно быть честным с собой и тогда все само получится. Главное, не искать ничего искусственно», — размышляет Мария.

dsc_5343.jpg

Автор подробно рассказала о технике гравюры, приемах, к которым приходится прибегать, чтобы достичь нужного эффекта и о том, что со временем приходит абсолютная ремесленная точность, но в процессе работы случаются импровизации, которые она, как художник, уже может себе позволить и не исправляет, оставляя «неточности» в пользу эмоциональной выразительности полотна, потому что буквальное повторение — это отсутствие азарта, только техническая сторона.

«Я ничего не навязываю, зритель все прочувствует сам. И это только на первый взгляд кажется, что на моих работах мало людей, на самом же деле, за кадром — это все про человека», — комментирует художник.

sviyazhsk.jpg

Офорты Марии требуют от зрителя собственной работы — тихий свияжский берег, как и его реальный природный прототип, таит в себе откровения, проявляющиеся при внимательном вглядывании, диалог изображения и зрителя начинается незаметно, постепенно всё больше захватывая своей сложностью и красотой эмоций.

«В какой-то момент, я почувствовала, что мне необходим простор, — поделилась Мария Смольянинова. — Бескрайняя бесконечность. Я видела у коллег, которые работали в Свияжске, именно такие пейзажи. И только там, в Свияжске, я нашла ту горизонталь встречи неба с водой, которая мне была нужна».

moskva.jpg

Увлекают переливы световых пятен и теней московских пейзажей, и выявляющие и растворяющие предметы в «московской серии» работ.

«Мне нравилось изображать московские городские пейзажи, — продолжает Мария. — Знаете, такой городской жаркий, солнечный шум, рэгтайм. И я попыталась передать это в работе брызгами фонтана, детскими голосами».

Каждая графическая серия Марии Смольяниновой «заключена» в определенный формат. Например, «Сакартвело» — камерная техника, а «Январь в Крыму» — полотна достаточно большие для офорта — 60х90.

dsc_5369.jpg

Мария Смольянинова — участник более двухсот выставок в России, Италии, Франции, Бельгии, Испании, Великобритании, Сербии, Македонии, Болгарии, Армении, Кыргызстане. Произведения автора находятся в частных собраниях в России и за рубежом, в коллекциях Российской академии художеств, Дома графики Д.А. Ровинского (Москва), Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань), Государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника «Абрамцево», Государственного Ростово-Ярославского архитектурно-художественного музея-заповедника (Ростов Великий), Нижегородского государственного художественного музея (Нижний Новгород) и др.

dar.jpg

Фонд омского музея пополнят две, созданные специально в дар, работы из серии «Сакартвело» и «Вечный пейзаж», которая на выставке представлена тремя листами, но еще не закончена. Работы Марии Смольяниновой будут храниться в фонде современного искусства Музея имени Врубеля.

«В Омске меня поразила большая река, уже скованная льдом, — поделилась Мария. — Очень красиво — город на большой реке».

Выставка будет работать до 1 февраля. 

 

P.S.: среди работ Марии Смольяниновой есть камерный офорт. Если спешить, то его вполне можно не заметить. Но если заметишь, то он займет много твоего времени. Даже тогда, когда ты уже не в музее. Офорт называется «Память». 

Текст Ирины Мухамадеевой

    Предыдущий Следующий