Премьера "Гедды Габлер" состоится в "Пятом театре"
25 и 26 мая на основной сцене Омского драматического «Пятого театра» состоится премьера спектакля «Гедда Габлер» (16+), поставленного по одноименной пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена (1828-1906).
Впервые пьеса была поставлена в 1891 году в Германии. Отвергнутое вначале, с годами произведение Ибсена стало считаться одним из столпов мирового театра. «Гедду Габлер» ставили по всему миру, а по сценарной версии сняли десятки фильмов. С пьесой работали, как бы сейчас сказали, звездные составы. Например, в 1906 году «Гедду…» поставил Всеволод Мейерхольд, пригласив на главную роль Веру Комиссаржевскую.
На несколько десятилетий интерес к пьесе пропал и с новой силой вспыхнул в 70-е годы прошлого столетия. А в первые десятилетия 21 века только в России осуществлено около 20 постановок. В Омске «Гедда Габлер», похоже, не ставилась и тем интереснее знать, какую версию предложит зрителям «Пятый театр». Об этом шла речь на «Культурном завтраке», организованном редакциями газеты «Омская правда» и информагентства «Омскрегион».
На традиционную встречу с представителями СМИ в ресторан «Где же кролик» пришли режиссер-постановщик Наталья Шурганова (Москва), актеры Полина Романова и Дмитрий Макаров, руководитель литературной части Ирина Горбунова.
Наталья Шурганова – режиссер, балетмейстер, театральный педагог. «Пятый театр» ей знаком не понаслышке: в 2018 году Наталья выступила как хореограф-постановщик спектакля «Человек из Подольска» (пьеса Дмитрия Данилова) и смогла оценить высокий профессионализм труппы. Как заверила режиссер, «пластические решения будут и в «Гедде Габлер».
Спектакль «Гедда Габлер» вырос из лабораторного проекта 2023 года. Приехав в Омск на творческую лабораторию режиссеров, проходившую в «Пятом театре», Шурганова не представляла ни концепцию будущего проекта, ни актеров, которые будут в нем заняты. Но, попав на кастинг актрис, сразу обратила внимание на Полину Романову. А когда услышала ее голос, то сомнений не было: это - героиня.
«Я для себя определяю жанр так: «За секунду до выстрела». Есть мысль, что люди перед смертью видят киноленту. И зритель увидит ту самую киноленту подсознания Гедды. Мы должны разобраться в главной героине, в том, как она пришла к своей трагедии и был ли у неё выбор, чтобы поступить иначе. Гедда Габлер находится между двумя мирами, а мы – свидетели», — говорит режиссер Наталья Шурганова.
Полина Романова хорошо известна омским зрителям своими театральными работами в «Студии» Любови Ермолаевой», где прослужила 12 лет. Незадавшаяся карьера в Омском ТЮЗе привела актрису в «Пятый театр», где на сегодняшний день она занята в двух премьерных постановках - «Приключения Кота в сапогах» и «Яма». Третьей премьерой сезона для Полины Романовой станет «Гедда Габлер» Ибсена.
Как актриса Полина мечтает сыграть роль Анны Карениной. И в роли Гедды она находит много общего с героиней романа Льва Толстого. И это не суицид, к которому приходят обе женщины по замыслу писателей, это внутренняя свобода. «Прочитав пьесу Ибсена, я поняла, что это – мое, что Гедда – это я», - поделилась своими ощущениями Полина Романова.
Из анонса спектакля: "Гедда – дочь своего отца, генерала Габлера. Это женщина, которая пытается держать всё под контролем, пытается сделать так, чтобы все играли по её правилам. С точки зрения морали и общества некоторые её высказывания чудовищны, а поступки порицаемы. Но за этой холодностью скрывается несчастная душа, которая погибает от окружающего лицемерия. Она не будет такой, как все; она отказывается играть роль, которая ей предписана от рождения. У нас есть повод её осуждать и одновременно восхищаться её прямотой и решительностью".
У омского спектакля есть своя особенность: в постановку введен персонаж, которого нет в пьесе. Это - отец Гедды, генерал Габлер. Его играет артист Олег Чичко. Для чего понадобился новый герой? По мнению режиссера, для того, чтобы показать инфантильность Гедды. Обычная ситуация: был в жизни отец, который решал все проблемы. Отца не стало – и дочь не в состоянии справиться с жизненными обстоятельствами. Внешне взрослая женщина внутри осталась маленькой девочкой.
Актер Дмитрий Макаров создает в премьерном спектакле отрицательный персонаж. Его судья Бракк, как считает артист, на высокие чувства не способен. Наделенный определенным статусом, Бракк и весь антураж подбирает под стать себе. В том числе и даму. Дочь генерала – это то, что подходит. Но, как всякий размышляющий над ролью артист, Дмитрий Макаров ищет и находит в своем герое «что-то человеческое», ведь никто не рождается законченным негодяем.
Режиссера Наталью Шурганову удивила способность актера Макарова даже в перерывах между репетициями оставаться на сцене и продолжать работать над ролью. Постепенно в этот процесс он втянул и Полину Романову, которая отмечает такую особенность режиссера, как «дать артистам воздух», то есть возможность по-разному существовать на сцене.
По словам режиссера-постановщика, ей и самой свойственен дух эксперимента. Наталье Шургановой нравится атмосфера студийности «Пятого театра», когда актеры привносят в спектакль свои идеи, эскизы, свое виденье роли.
Новый спектакль «Пятого театра» созвучен с нашим временем. Несмотря на то, что пьеса написана в 19 веке, создатели омской версии «Гедды Габлер» подчеркивают вечное, то, что живо во все времена – любовь, преданность, дружбу. Не часто встречающаяся в афишах пьеса Ибсена, схожа с особенностью драматургии Чехова:герои мирно сидят за столом, пьют чай, а в это время рушатся их судьбы…
В работе над спектаклем участвуют художник, видеохудожник Варвара Иваник; художник по свету Екатерина Лабик; саунд-дизайнер Максим Чепчугов; актеры Егор Лябакин, Дмитрий Исаенко,Олеся Шилякова, Алёна Фёдорова, Инга Кулик. Пластическая группа: Диана Морозова, Ксения Шагаевская, Ксения Огарь, Михаил Синогин, Павел Зубенко, Данил Орлов.
Премьера спектакля «Гедда Габлер» по пьесе Генрика Ибсена состоится 25 и 26 мая в 18.00 на основной сцене Омского драматического «Пятого театра».
16+