Печать

Презентация Зала Николая Третьякова и выставка «Рельефное панно на археологическую тему» состоятся в Омске

13:05 19 дек 2022

Монументальное панно на археологическую тему и графические произведения омского художника-шестидесятника Николая Третьякова, а также фотографии памятников древнего искусства, расположенных по берегам реки Томь, представят в выставочном пространстве Генерал-губернаторского дворца. Участник проекта - Кузбасский музей-заповедник «Томская Писаница».

Ко дню рождения музея в Генерал-губернаторском дворце начинает работать новое экспозиционное пространство. Первая открывшаяся там выставка знакомит с творчеством известного художника-шестидесятника, основателя омского археоарта Николая Яковлевича Третьякова (1926–1989). Впервые с 1988 года зрители смогут увидеть монументальный рельеф на археологическую тему, созданный в 1977 году для оформления зала археологии Сибирского края Омского историко-краеведческого музея.

Долгое время произведение было скрыто от пытливого взгляда зрителей. Там, где должна была располагаться археологическая экспозиция, несколько десятилетий находился фонд народного искусства. Только в 2022 году он в полном составе был перемещен в специально оснащенное помещение Центра «Эрмитаж-Сибирь», где было оборудовано открытое хранение народного искусства, а зал Генерал-губернаторского дворца наконец-то стал доступен для посетителей.

Изготовленное из тонированного бетона, рельефное панно имеет внушительные размеры  – 3,7 х 6 м – и представляет собой сложную композицию, выполненную в подражание наскальным рисункам – петроглифам на «писаных» камнях, расположенных по берегам реки Томь.

Знакомый с подлинными образцами древнего творчества по алтайским экспедициям, Третьяков, работая по бетону, мастерски имитировал технику нанесения петроглифов: контурную и сплошную выбивку, гравировку, прошлифовку. Усиливает впечатление от восприятия произведения произвольно увеличенный масштаб фигур, придающий им монументальность и значимость. Эстетику древнего искусства художник передал с помощью палимпсеста – приема, при котором изображения частично перекрывают друг друга.

При исследовании панно было установлено, что художник совместил в одной композиции изображения, в реальности находящиеся на трех разных памятниках наскального искусства, расположенных по берегам Томи: Романовских писаных камнях, Томской и Тутальской писаницах. Из этих трех памятников, несомненно, наиболее известна Томская писаница. В настоящее время она входит в состав крупнейшего за Уралом одноименного Кузбасского музея-заповедника, занимающего площадь в 156 га.

Мы не знаем, посещал ли Третьяков данные археологические комплексы. Скорее всего, художник создавал композицию, руководствуясь иллюстрациями вышедшего в 1972 году альбома А. П. Окладникова и А. И. Мартынова «Сокровища томских писаниц» из «рабочей» библиотеки супруги художника, известного омского археолога Ирины Витальевны Захаровой, выступившей в качестве его научного консультанта.

Однако панно Николая Третьякова – не фрагмент какого-то конкретного памятника, не реконструкция, а творчески переработанная композиция, привносящая в кажущуюся документальность глубокое личностное переживание художника, выступающего в роли демиурга-творца, создавшего на основе архаичных образов собственную Вселенную, свой новый Миф.

Благодаря научному и творческому сотрудничеству с Музеем-заповедником «Томская Писаница» мы можем познакомить жителей степного Омска с этой удивительной страницей древней истории Сибири и показать, как сегодня выглядят некоторые из петроглифов, включенные в композицию монументального панно.

Дополняют рассказ о творчестве Николая Третьякова, талантливого и многоликого художника – живописца, графика, скульптора, монументалиста, основоположника омского археоарта (или этноархаики) – шесть графических произведений из коллекции музея, объединенных в «Алтайскую серию». Листы, выполненные в разных техниках (гуашь, пастель, гравюра на картоне, смешанная техника), впечатляют жанровым и стилевым разнообразием, глубиной мировосприятия и философичностью.

 

Экспозиция будет  работать с 22 декабря 2022 по  5 февраля 2023 гг.  в Генерал-губернаторском дворце (ул. Ленина, 23).

    Предыдущий Следующий