Печать

Пятый театр готовит премьеру о жизни омича и режиссёра Артема Томилова

15:25 11 Май 2021

dsc_9046.jpg

на фото: Олег Меньшиков, Артем Томилов, Дмитрий Макаров

«Пространство 25» в Пятом театре продолжает набирать обороты. На этот раз экспериментальная площадка познакомит зрителя с ещё одним удивительным театром. 16 мая состоится премьера спектакля в жанре автофикшн под названием «Артем Томилов».  Сегодня на Культурном завтраке, организованном газетой «Омская правда» журналисты узнали подробности о проекте.

«Автофикшн — это литературные произведения, пересекающиеся с биографией автора  (в большей или меньшей степени). Сам жанр пластичен и ускользает от прямых определений, так как возник на пересечении сразу нескольких способов письма; автобиография, дневниковые заметки, мемуары, эссе, документальный жанр».

Режиссёр спектакля – Артем Томилов. Автор текста – Артем Томилов. На сцене 13 артистов, которые говорят от лица Артема Томилова. Такого интересного эксперимента омичи ещё не видели. Не менее интересна эта история и для самого театра. Причем, этот спектакль не мог состояться ни на какой другой площадке Омска. Именно Пятый играет здесь сакральную роль, являясь и декорацией, и воплощенной мечтой, и олицетворением всего города.

Герой спектакля  — обычный человек с окраины Омска, который в нулевые учился на факультете культуры и искусств ОмГУ у актрисы Пятого театра Татьяны Казаковой, мечтал играть на сцене Пятого театра. Сегодня герой Артем Томилов является частью актуального процесса в российском театре. Режиссёр не был в родном городе 15 лет, а приехав, воплотил в тексте все размышления о нём. Достал из памяти эмоции, воспоминания, истории. Затем эти строчки разбились на куски, которые по своему желанию выбрали 13 артистов Пятого театра. Они все Артемы Томиловы – мужчины и женщины разного возраста.

Спектакль состоит из набора тем. Например, Дмитрий Макаров и Олеся Шилякова условно отвечают за линию родителей, выводя их в архетипическое поле.

«Нас никто не заставляет играть придуманного Артема Томилова. Были даны на откуп куски, и  каждый выбрал то, на что у него отозвался актерский организм. Тут каждый играет себя или себя молодого. Происходит взаимопроникновение», - комментирует Дмитрий Макаров.

«Я играю одного из Артемов Томиловых. Есть моменты, которых в силу возраста я не застал, а рассказываю, будто пользовался ими. Например, кассетные плееры – я вообще не знаю, что это такое», - смеясь, отвечает о своем герое молодой артист Олег Меньшиков.

«В спектакле есть про Пятый театр и конкретно про этих людей. Поэтому скорее текст идет за актерами. Мы должны сначала видеть 13 человек, которые сидят на сцене. Никто не снимает с меня манеру поведения или манеру речи. Актеры остаются самими собой. Это очень помогает находить свое, чтобы было правдиво. Нужна осмысленность говорения. За счет активно работающего «Я», возникает ощущение персонажа, но коллективного. Складывается даже некая метафора, что это просто составные части человека. В каждом из нас много идентичностей, которые общаются между собой, и меняются со временем в зависимости от обстоятельств», - поясняет Артем Томилов.

dsc_9094.jpg

на фото: Артем Томилов

Художника-постановщика в спектакле нет. Здесь он и не нужен. Пространство работает само на себя – это фойе Пятого театра (о нем в начале говорят актеры-Томиловы), которое является готовой декорацией. Нет и звукорежиссёра. Написанную другом режиссёра Леоном Целебровски музыку контролируют сами артисты.

Но что самое любопытное – спектакль «Артём Томилов» нестабилен. Он не будет из раза в раз статично проигрываться. Если зрителю будет интересно прийти ещё раз, перед его глазами встанет совсем другая картинка. Режиссёр много отдал на откуп артистам. В первом акте они чувствуют себя совершенно свободно. Им дано буквально несколько акцентов по своему положению на сцене, в остальном они могут передвигаться по ней согласно только своим ощущениям. Та же история и с костюмами. У актеров нет рамок, они вправе надевать на каждый показ, что считают нужным.

«Вы будете наблюдать эфир случайностей. Как будто Вселенная подхватила вихрем много вещей и сразу их перемешала. И ты находишься больше в пространстве интуиции, чем в пространстве жизни», - резюмирует сам Артем Томилов.