Пятый театр завершает 34-й театральный сезон
«Дон Кихот» по мотивам романа Мигеля де Сервантеса станет заключительной премьерой сезона.
На Культурном завтраке с журналистами встретились режиссер-постановщик спектакля Людмила Исмайлова, актеры Дмитрий Макаров (Дон Кихот), Дмитрий Исаенко (Герцог) и композитор Егор Лябакин.
31 мая и 1 июня в 18:30 в Омском драматическом Пятом театре состоится премьера спектакля «Дон Кихот» (16+) по мотивам романа Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Специально для Пятого театра пьесу написала российский драматург Светлана Баженова. На три года у театра на пьесу исключительные права: только спустя это время «Дон Кихота», при желании, смогут поставить другие театры.
Идея пьесы принадлежит главному режиссеру Пятого Людмиле Исмайловой. Она же – режиссер спектакля. С драматургом Светланой Баженовой Людмила Исмайлова познакомилась в Омске и за беседой о театре и творчестве выяснилось, что обеим интересен Дон Кихот Сервантеса: режиссер давно задумывалась о постановке, но не было драматургического материала, который соответствовал бы ее видению истории хитроумного идальго, а у драматурга – это любимая книга. Обговорив все детали, Светлана Баженова согласилась написать пьесу-инсценировку для Пятого театра.
«Пьеса писалась долго. Здесь можно смело сказать, что инсценировка писалась специально для меня. Это тот лучший случай, когда режиссер сам заказывает для себя материал. Мы долго говорили, о чем должна быть пьеса: Светлана выслушала и написала, переработав все драматургически. В этом и смысл – в драматургической переработке, но оставленной идее, – рассказала Людмила Исмайлова. – Уже приступив к репетициям, мы созванивались со Светланой, что-то исправляли, корректировали, сокращали или добавляли. В принципе, драматург дала театру полную свободу: нам не запрещено что-то менять в пьесе. Мы меняли. Но немного».
Режиссер не стала формулировать идею грядущей премьеры, предоставив зрителю самому осмыслить спектакль.
Художник спектакля Ольга Горячева создала к «Дон Кихоту» удивительные костюмы – «белые, но не белые, цветные, но без цвета».
«Мне очень помогает мой костюм, – поделился Дмитрий Исаенко, исполняющий роль Герцога. – На ум приходит определение «нуарная роза».
Определение не помогло представить себе ни костюм Герцога, ни все остальные, но додумать и пофантазировать – пожалуйста. Если Герцог антагонист Дон Кихота, если благородные фантазийные миры идальго Дон Кихота Ламанчского VS «неживого» мира Герцога и наоборот, то и герцогский костюм, возможно, не отличается «жизнью» – декадентский и мрачный, не смотря на благородный шлейф розового нуара…Увидим спектакль – сравним свои мысли с исходником.
Музыку к спектаклю написал композитор Егор Лябакин. Ему принадлежит музыкальное оформление спектакля Пятого театра «Яма», а впервые режиссер Людмила Исмайлова услышала исполнение Егора Лябакина в спектакле «Отцы и дети», попросив его сыграть «одинокие» ноты Базарова. По мнению режиссера Егор знает, что такое театр и понимает идею спектакля.
«Я не могу сказать, что музыку для «Дон Кихота» было сложно писать, – поделился Егор Лябакин. – Мы все обсудили с Людмилой Олеговной, и я начал работать. В процессе все корректировалось. Музыка инструментальная, жанр для себя я определил как неоклассика. Референсы, конечно, использовались».
В спектакле предполагается и видеоряд, который иногда – часть фантазий Дон Кихота, иногда – часть декораций, что скорее всего, одно и то же.
Автор пластического решения постановки – Игорь Григурко из Санкт-Петербурга.
«Спектакль густонаселенный. Это целая вселенная, которая должна гармонично двигаться, – объяснила Людмила Исмайлова. – Это не бытовой спектакль, не спектакль, который поставлен так, как написано, поскольку это невозможно, поэтому четкое пластическое решение этой вселенной необходимо».
В «Дон Кихоте» два акта – каждый из них соответствует событиям первого и второго тома романа Сервантеса. Это не конкретная привязка к определенному временному отрезку – веку, году – поскольку временные события обоих томов отличны друг от друга: первый том – канон, где происходит появление героя, знакомство с Санчо Панса, приключения; второй – дальнейшая судьба литературного персонажа Дон Кихота, в котором многое дописано, но не Сервантесом. Автор негодовал по этому поводу, но, в итоге, сам дописал роман.
«Мне было важно понять, зачем я нужен в спектакле, – рассказал Дмитрий Макаров. – Важна высокая степень откровенности с режиссером. Мы долго и много говорили с Людмилой Олеговной о серьезных вещах, и если бы в конечном итоге она сказала, что я не подхожу, я бы спокойно принял ее решение. Но ничего не поменялось, и я сыграю Дон Кихота, роль, которая не предполагает не откровенности».
«Если мы говорим о герое, спустя полвека и в другой стране, значит, что-то в нем было, – заключила режиссер. – Вымышленные миры сильнее реальных, и они есть на сцене».
Дон Кихот. Кто он? Пародия? Безумец? Фантазер? Благородный человек? Спектакль Пятого театра, по словам создателей, – исследование мифа, откуда этот герой и почему он бессмертен? Дон Кихот – творец, художник, писатель, режиссер. Мир полон несправедливости и зла, а он пытается с этим бороться. Он создает другую реальность, где все правильно – справедливость, добро и, конечно, рыцари. Тем, кого он встречает на своем пути, он предлагает отправиться в это путешествие, ведь только в творчестве можно спастись от жестокости.
Продолжительность спектакля 3 часа с одним антрактом.
P.S.: на премьеру приглашена драматург Светлана Баженова.