Печать

Пятый театр завершает 34-й театральный сезон

14:49 26 Май 2025

«Дон Кихот» по мотивам романа Мигеля де Сервантеса  станет заключительной премьерой сезона.

kz_v_telo.jpg

На Культурном завтраке с журналистами встретились режиссер-постановщик спектакля Людмила Исмайлова, актеры Дмитрий Макаров (Дон Кихот), Дмитрий Исаенко (Герцог) и композитор Егор Лябакин.

obshchaya_0.jpg

31 мая и 1 июня в 18:30 в Омском драматическом Пятом театре состоится премьера спектакля «Дон Кихот» (16+) по мотивам романа Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».  Специально для Пятого театра пьесу написала российский драматург Светлана Баженова. На три года у театра на пьесу исключительные права: только спустя это время «Дон Кихота», при желании, смогут поставить другие театры.

Идея пьесы принадлежит главному режиссеру Пятого Людмиле Исмайловой. Она же – режиссер спектакля. С драматургом Светланой Баженовой Людмила Исмайлова познакомилась в Омске и за беседой о театре и творчестве выяснилось, что обеим интересен Дон Кихот Сервантеса: режиссер давно задумывалась о постановке, но не было драматургического материала, который соответствовал бы ее видению истории хитроумного идальго, а у драматурга – это любимая книга. Обговорив все детали, Светлана Баженова согласилась написать пьесу-инсценировку для Пятого театра.

nuarnaya_roza.jpg

«Пьеса писалась долго. Здесь можно смело сказать, что инсценировка писалась специально для меня. Это тот лучший случай, когда режиссер сам заказывает для себя материал. Мы долго говорили, о чем должна быть пьеса: Светлана выслушала и написала, переработав все драматургически. В этом и смысл – в драматургической переработке, но оставленной идее, – рассказала Людмила Исмайлова. – Уже приступив к репетициям, мы созванивались со Светланой, что-то исправляли, корректировали, сокращали или добавляли. В принципе, драматург дала театру полную свободу: нам не запрещено что-то менять в пьесе. Мы меняли. Но немного».

Режиссер не стала формулировать идею грядущей премьеры, предоставив зрителю самому осмыслить спектакль.

Художник спектакля Ольга Горячева создала к «Дон Кихоту» удивительные костюмы – «белые, но не белые, цветные, но без цвета».

gercog.jpg

«Мне очень помогает мой костюм, – поделился Дмитрий Исаенко, исполняющий роль Герцога. – На ум приходит определение «нуарная роза».

Определение не помогло представить себе ни костюм Герцога, ни все остальные, но додумать и пофантазировать – пожалуйста. Если Герцог антагонист Дон Кихота, если благородные фантазийные миры идальго Дон Кихота Ламанчского VS «неживого» мира Герцога и наоборот, то и герцогский костюм, возможно, не отличается «жизнью» –  декадентский и мрачный, не смотря на благородный шлейф розового нуара…Увидим спектакль – сравним свои мысли с исходником.

kompozitor.jpg

Музыку к спектаклю написал композитор Егор Лябакин. Ему принадлежит музыкальное оформление спектакля Пятого театра «Яма», а впервые режиссер Людмила Исмайлова услышала исполнение Егора Лябакина в спектакле «Отцы и дети», попросив его сыграть «одинокие» ноты Базарова. По мнению режиссера Егор знает, что такое театр и понимает идею спектакля.

«Я не могу сказать, что музыку для «Дон Кихота» было сложно писать, – поделился Егор Лябакин. – Мы все обсудили с Людмилой Олеговной, и я начал работать. В процессе все корректировалось. Музыка инструментальная, жанр для себя я определил как неоклассика. Референсы, конечно, использовались».

В спектакле предполагается и видеоряд, который иногда – часть фантазий Дон Кихота, иногда – часть декораций, что скорее всего, одно и то же.

Автор пластического решения постановки – Игорь Григурко из Санкт-Петербурга.

«Спектакль густонаселенный. Это целая вселенная, которая должна гармонично двигаться, – объяснила Людмила Исмайлова. – Это не бытовой спектакль, не спектакль, который поставлен так, как написано, поскольку это невозможно, поэтому четкое пластическое решение этой вселенной необходимо».

В «Дон Кихоте» два акта – каждый из них соответствует событиям первого и второго тома романа Сервантеса. Это не конкретная привязка к определенному временному отрезку – веку, году – поскольку временные события обоих томов отличны друг от друга: первый том – канон, где происходит появление героя, знакомство с Санчо Панса, приключения; второй – дальнейшая судьба литературного персонажа Дон Кихота, в котором многое дописано, но не Сервантесом. Автор негодовал по этому поводу, но, в итоге, сам дописал роман.

don_kihot.jpg

«Мне было важно понять, зачем я нужен в спектакле, – рассказал Дмитрий Макаров. – Важна высокая степень откровенности с режиссером. Мы долго и много говорили с Людмилой Олеговной о серьезных вещах, и если бы в конечном итоге она сказала, что я не подхожу, я бы спокойно принял ее решение. Но ничего не поменялось, и я сыграю Дон Кихота, роль, которая не предполагает не откровенности».

«Если мы говорим о герое, спустя полвека и в другой стране, значит, что-то в нем было, – заключила режиссер. – Вымышленные миры сильнее реальных, и они есть на сцене».

Дон Кихот. Кто он? Пародия? Безумец? Фантазер? Благородный человек? Спектакль Пятого театра, по словам создателей, – исследование мифа, откуда этот герой и почему он бессмертен? Дон Кихот – творец, художник, писатель, режиссер. Мир полон несправедливости и зла, а он пытается с этим бороться. Он создает другую реальность, где все правильно – справедливость, добро и, конечно, рыцари. Тем, кого он встречает на своем пути, он предлагает отправиться в это путешествие, ведь только в творчестве можно спастись от жестокости.

Продолжительность спектакля 3 часа с одним антрактом.

P.S.: на премьеру приглашена драматург Светлана Баженова.

    Предыдущий Следующий