Печать

Рубенс в Омске – как копия оказалась шедевром?

11:05 06 окт 2018

dsc_9178_0.jpg

С сегодняшнего дня и по 25 ноября в музее имени Врубеля работает путешествующая выставка. Центром экспозиции стала работа нидерландского живописца 17 века Питера Пауэла Рубенса. Шедевр «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» до 2012 года был непризнанным. Многие годы его считали лишь копией кисти живописца. Но сейчас многие города просят хранителя полотна – Ирбитский государственный музей изобразительных искусств –  привезти Рубенса на экспозицию.

Дошла очередь и до Омска. Картину лично привёз генеральный директор Ирбитского музея Валерий Андреевич Карпов. Он и рассказал удивительную историю полотна.

51515.jpg

Картина «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» находилась в собрании известного врача, профессора Петербургской медико-хирургической академии А.В. Якобсона. Но революция 1917 года лишила Якобсона его коллекции, среди них была и эта работа. Впоследствии она попала в фонды Эрмитажа. Во время знаменитой «распродажи»  полотно хотели продать, но покупателя не нашлось – картина числилась копией с хранящегося в Вене оригинала, да ещё была в не самом приглядном виде. Так, на то время непризнанный ещё шедевр остался в России.

Про картину вспомнили в 1976 году, когда в Эрмитаж прибыл молодой создатель Ирбитского музея Валерий Карпов. Его музею было всего четыре года, и Карпов попросил Эрмитаж поделиться работами для создающейся коллекции. Для него был составлен список копий, куда вошла и «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» и полотно уехало в Свердловскую область. Карпов признаётся – много лет ходил вокруг картины. Доставал из запасников и пытался разгадать.

«Я обратил внимание, что она слишком хорошо написана и не может быть копией», - признаётся сегодня генеральный директор музея.  

Всё дело в глазах Марии и Марфы. У Рубенса был свой приём рисования глаз. Никто не мог повторить его технику. Даже его ученик Ван Дейк писал по-другому.

dsc_9197_0.jpg

«И когда я пришёл к окончательному убеждению, что это не копия, встал вопрос о реставрации», - резюмирует Карпов.

Для изучения полотна пригласили реставратора высшей квалификации Антонину Наседкину из Нижнего Тагила. Директор присутствовал при реставрации, которая началась с глаз Марии Магдалины. Практически сразу стало понятно, что перед специалистами работа кисти самого Рубенса. Это подтвердили в ходе реставрации и технико-технологических исследований (физико-химического исследование красочного слоя и грунта), проведенных в 2012 году, специалисты Государственного Эрмитажа. В конце 2012 года произведение было представлено публике как работа знаменитого фламандского мастера.

Но картина путешествует не одна. Выставочный проект включает четыре раздела. Первый посвящен полотну Рубенса и истории его реставрации. Второй раздел объединил графические произведения предшественников Рубенса (Лукас ван Лейден, Ханс Колларт, Хендрик Голциус, Якоб де Гейн младший и др.), чье искусство отражает сложные, противоречивые пути становления культуры Возрождения в Нидерландах, где национальная традиция взаимодействовала с мощным влиянием итальянского Ренессанса.

dsc_9204_0.jpg

Третий раздел включает репродукционную гравюру со знаменитых и менее известных живописных и графических оригиналов Питера Пауэла Рубенса, выполненные виртуозами своего дела – Питером Соутманом, Лукасом Ворстерманом, Пауэлем Понтиусом, Схелте Болсвертом и др. В четвертым разделе представлены гравюры мастеров, творивших в одно время с Рубенсом или уже после его кончины. Здесь, разумеется, внимание привлекает группа листов, связанных с деятельностью Антониса ван Дейка, которого можно смело назвать преемником «короля живописцев».

Своеобразным апофеозом поклонения Рубенсу является грандиозная и великолепная гравюра «Тайная вечеря» на девяти досках, выполненная французом Полем Дево в 1660-1670-е годы.

«Каждый настоящий проект основан на дружбе. А музейный проект – это дружба музеев. Именно на плодотворном взаимодействии рождаются качественные выставки. Я уверен, что эта выставка будет популярна. Рубенс впервые в Омске и я очень благодарен Ирбитскому музею за этот проект, за совместные действия, за эту атмосферу. Я поздравляю музей имени Врубеля, я благодарю Ирбитский музей искусств», - выступил на открытии выставки министр культуры Омской области Юрий Трофимов.