Русская природа и память о прошлом
В галерее Министерства культуры Омской области открылась выставка работ Анатолия Щикалева «На земле провинции».
Живописец и акварелист, член Союза художников России Анатолий Щикалев родился в городе Таштагол (Горная Шория), откуда уехал учиться в Омск. Окончил художественно-графический факультет ОГПИ им. Горького и сегодня преподает в Калачинской детской художественной школе. Участвует в выставках с 1978 года, включая региональные, зональные и всероссийские.
В его карьере – работа в Доме творчества «Горячий Ключ» (1984), творческая поездка в Горную Шорию (1985) и получение стипендии Омской организации Союза художников РФ (1998). Щикалев – дипломант и лауреат множества выставок, включая «Белые Интер-Ночи» в Санкт-Петербурге (2004, 2006) и Всероссийскую выставку акварели в Кургане (2006).
Награжден знаком Министерства культуры России «За достижения в культуре», званием заслуженного работника культуры России и почётным гражданством г. Калачинска (2008).
«Тематический диапазон Анатолия Щикалева сформировался в 1980-х годах, когда он обратился к жанрам портрета, натюрморта и сюжетной композиции. В его работах, таких как «Натюрморт с зеркалом» и «Последняя ночь», художник размышляет о взаимоотношениях людей, месте художника в мире и судьбе человека. Его живопись сдержана по колориту, но контрастные цвета создают глубину», – рассказала куратор выставки искусствовед, член Союза художников России, Галина Лузянина.
С 1980-х годов Щикалев начал работать с акварелью, что позволило ему раскрыть свой талант. В этой технике он создавал многофигурные композиции, жанровые сцены и портреты. Народные истоки и быт сельского жителя оказали значительное влияние на его стиль. В акварели он использует темпераментную кисть, передавая духовное содержание и реальность мира.
Натюрморт стал любимым жанром художника, где он выражает свое мировоззрение через предметы – кувшины, самовары, цветы и зеркала. Его работы, такие как «Русские самовары» и «Букет пижмы», передают тепло человеческих рук и создают уютную атмосферу.
Серия «Разрушенные храмы» (1992), вдохновленная поездкой в Касимов, отражает драму разрушенных храмов и эмоциональное напряжение через контрасты черного и красного, а также поток света.
В акварелях Щикалева проявляется тенденция станковизма, где акварель воспринимается как живопись. Его работы отличаются экспрессией, четкостью цветовой гаммы и мягкостью переходов тонов.
Произведения 1990–2000 годов, такие как пейзажи и натюрморты, демонстрируют мастерство художника. Через изображение деревни и повседневные предметы он передает сложность и красоту окружающего мира.