Спектакль о молодых и для молодых с юмором о высоком
Сцена из спектакля. Слева направо: Маня Караулова (Екатерина Ухова) , мама Ольга Павловна (Анна Пастухова), папа Сергей Петрович (Вячеслав Болдырев)
В Камерном Драматическом Театре им. В. Решетникова грядет заключительная премьера уходящего творческого сезона – над спектаклем «Чужой ребенок» по пьесе Василия Шкваркина работает режиссер Сергей Тимофеев с артистами театра и студентами своего курса с актерского факультета ОмГУ.
Пьеса написана в 1933 году, но в настоящее время из-за многочисленных правок цензуры в 30-ых (исчезали или были сглажены острые реплики), существует несколько вариантов текста – отличия незначительны, но творческая команда проделала большую работу по сличению «разных» текстов (их было три), чтобы сценическая история звучала точнее и глубже.
Маня (Екатерина Ухова)
Сюжет прост: начинающая актриса Маня Караулова, дочь старого музыканта Сергея Петровича и домохозяйки Ольги Павловны, репетирует роль девицы, забеременевшей от негодяя и изгнанной из дома жестокосердными родителями. Но Маня не может прочувствовать героиню из-за отсутствия «наглядного пособия»: нет в жизни Мани ни такой истории, ни подруги или знакомой, которым не посчастливилось полюбить безответственного человека, и негодяй, в принципе, до поры до времени не появлялся.
Маня и подруга Зина (Анна Новоселова)
Маня репетирует, а забежавшая на огонек подруга Зина (Анна Новоселова) подслушивает театральный монолог и принимает все за правду. Так и случилось для всех участников истории серьезное нравственное испытание: родители в гневе, печали, стадии отрицания и принятия, все поклонники разбежались, а лучшая подруга завидует.
И как резюмирует Маня (Екатерина Ухова): «Я теперь знаю жизнь: подруги злорадствуют, любимый ушел…»
Перед премьерой мы были приглашены на сдачу.
Это комедия. Но рассказать ее так, чтобы за смехом не скрылось важное – нужно еще постараться. И Камерный Драматический постарался, рассказав историю смеясь, но не опустившись в клоунаду, с верой в любовь, а значит – в будущее, с надеждой на лучшее, с уверенностью в том, что семья – самое важное, что есть у человека.
Слева направо: Федор Федорович Пребылев (Валентин Рудяк), Костя (Иван Мельников), Семен Перчаткин, он же Сенечка (Демид Гулько), Яков (Джамиль Джамилов)
За комичностью ситуации скрывается вовсе не комичная жизнь: муки выбора, желание родителей, чтобы дети были счастливы, желание самих детей быть счастливыми, но идти к этому своей дорогой. Символично, что готовясь к экзамену по дорожному строительству, молодые люди Костя (Иван Мельников) и Яков (Джамиль Джамилов) чертят свой план дороги, который, действительно, лучше предыдущего, того, который начертил преподаватель Федор Федорович Пребылев (Валентин Рудяк).
Пьеса актуальна всегда. И чтобы показать это, режиссер мастерски соединяет время, легко и ненавязчиво ведя диалог со зрителем через своих героев: новые люди – это все мы, но каждый – в свое время. И ценности у новых людей всегда «старые» – вера, надежда и любовь.
Как будто утверждая позицию режиссера (напомним, текст – версия театра, о чем мы упомянули выше):
«Где новые люди?» – вопрошает Костя (Иван Мельников).
«Где? На тебе из нового только майка!» – отвечает Яков (Джамиль Джамилов).
В доказательство сказанного восклицает Мама: «Начало новое, а концы все те же!»
«Соединить» время помогает и сценография: в сценическом пространстве предметы быта 30-ых гармонично существуют с современными. А в разговоре герои как будто невзначай вспоминают Райана Гослинга, современного канадского актера.
Все повторяется, только в разное время.
Все также актуальна проблема отцов и детей. Смотря на сцену, ты понимаешь и тех, и других. И они пытаются понять друг друга: «Как на последнем сеансе кинематографа: все крутят, крутят, но ничего уже не понятно», – вздыхает Мама. С высоты прожитых лет родители чувствуют к своим чадам снисхождение, в чем, собственно, нет ничего плохого.
Пытаются понять и отпустить: «Мы с матерью назад, в вечер смотрим, а твоя дорога утренняя – ступай», – произносит Отец.
А дети растут. Одни, как Яков, «счетоводы и бухгалтера сердечных дел, специалисты по дружбе», вырастают в надежных мужчин, другие, которые, как Костя, «шли, шли и не дошли» в итоге доходят и находят, а третьи, как Семен Перчаткин, всю жизнь «в июне костюмчик справляют, а в июле психологию перестраивают» – каждый живет свою жизнь.
Актерский состав дачной истории иногда будет меняться. В роли мамы Ольги Павловны, например, на сцену выйдет Наталья Мельникова, а Маню сыграет Евгения Суровая.
Сергей Петрович Караулов (Вячеслав Болдырев)
Но совсем не огорчили (а даже наоборот!) актерские работы на сдаче. Особо хочется отметить Вячеслава Болдырева. Сергей Петрович в своем нежелании бросить на пол том Пушкина был более чем убедителен: «Нет, Пушкина я выбросить не могу!», но перед этим со словами: «Нет теперь героев, нет нашего времени!» – бросает том Лермонтова.
Костя (Иван Мельников) и Яков (Джамиль Джамилов)
И Джамиля Джамилова: встретить его героя Якова, наверняка, после премьеры будет мечтать женская половина зрителей, а подражать – мужская. И Костя в исполнении Ивана Мельникова в своем благородном порыве был не слаб.
После публикации пьесы более 500 театров захотели включить ее в свой репертуар. В 60-е годы она ежегодно являлась на подмостки по 300 раз. В этом году «Чужой ребенок» войдет в действующий репертуар Камерного Драматического. И войдет весьма успешно.
Согласимся, что написанный выше текст для тех, кто смотрел. И надеемся, что он послужит поводом посмотреть. 16 и 17 июля в 19:00 в Камерном Драматическом Театре им. В. Решетникова премьера спектакля «Чужой ребенок».
Но для тех, кто по каким-либо причинам не успеет, то 22 июля в 19:00 театр представит премьеру спектакля «Чужой ребенок» в Омской крепости в трех открытых локациях – на сцене и рядом с ней. В проекте примет участие танцевальная школа «Jazz Time», камерный ансамбль «Мюзет», бар-ресторан «Реконструкция» и другие.
Автор Ирина Мухамадеева