Печать

Спектакль «Время женщин» Омского академического театра драмы пройдет в 100-й раз 14 марта

9:27 14 мар 2025

rbk_6300.jpg

Спектакль «Время женщин» – первая работа Алексея Крикливого в Омском академическом театре драмы. Премьера состоялась 24 декабря 2013 года. Одиннадцать с половиной лет постановка идет на Камерной сцене имени Татьяны Ожиговой и неизменно пользуется большим зрительским успехом – билеты раскупаются за день, а многие зрители пересматривают постановку снова и снова.

rbk_6103.jpg

«Время женщин» – это история о женщинах, об их силе, мужестве и красоте. Действие происходит в Ленинграде на рубеже 50-60-х годов XX века. Ленинградская лимитчица Антонина умирает, надорвавшись на заводе, а ее дочь Сюзанну (в крещении – Софью), девочку-художницу воспитывают три питерские старухи, соседки по коммуналке, стараясь вложить в нее все – от собственно права на жизнь до знания французского языка, своим милосердием и любовью защищая ее от жестоких законов жизни, даря ей свой нерастраченный запас нежности и ласки. Кто знает, возможно именно эта любовь и нежность способна творить чудеса? Тонкие душевные переживания, которые испытывают героини, не могут не тронуть и никого не оставляют равнодушными.

Спектакль вошел в Long List самых заметных спектаклей сезона 2013-2014 гг. по мнению экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска».

В 2015-м году по итогам регионального театрального фестиваля-конкурса «Лучшая театральная работа Омской области» «Время женщин» был признан «Лучшим спектаклем». В феврале этого года спектакль с огромным успехом прошел в рамках XI фестиваля имени А.М. Володина «Пять вечеров» в Санкт-Петербурге. В 2021-м году был показан на сцене Тюменского большого драматического театра в рамках «Больших гастролей» Омской драмы в Тюмени. В 2022-м году спектакль «Время женщин» с успехом прошел на Новой сцене Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова во время гастролей Омского академического театра в Москве.

В сентябре 2015-го года творческий коллектив спектакля «Время женщин» был удостоен премии Губернатора Омской области за заслуги в развитии культуры и искусства. В 2023 году спектакль был показан на сцене МДТ – Театра Европы в рамках «Больших гастролей» Омского академического театра драмы в Санкт-Петербурге.

rbk_6270.jpg

14 марта на Камерной сцене имени Татьяны Ожиговой состоится 100-й спектакль. В преддверии юбилейного показа режиссер спектакля и исполнители, которые сыграли постановку все 100 раз, поделились своими рассуждениями о том, в чем секрет этого спектакля.

Режиссер Алексей Крикливый:

«Юбилей спектакля – это как юбилей семьи. Да и сам спектакль про семью, сложную, сложившуюся вопреки обстоятельствам времени. Семьи бывают разные: какие-то расстаются через год, кто-то тянет десятилетия, а кто-то празднует столетие. Да, юбилей провоцирует воспоминания. Но мне очень хочется для вас много новых интересных дел, мощного здоровья, творческих и человеческих радостей. Бывает так, что порой я вижу «Время женщин» или в Омске или на гастролях. И для меня каждый раз большой подарок, как вы мощно держите спектакль в своих руках и сердцах. И это не только вопрос вашего высокого профессионализма, это что-то большое и человеческое! С юбилеем вас! Будьте могуче здоровы!!! Обнимаю!!!»

Заслуженный артист России Олег Теплоухов:

«Время женщин – это хорошая литература, роскошный роман, написанный легким, поэтичным языком, он легко читается при всей своей сложности и многослойности. История про сострадание, которого сегодня иногда не хватает в нашей суматошной жизни, поэтому этот спектакль идет уже скоро 12 лет, он один из самых старых в нашем репертуаре, но при этом он живой, и все эти годы как будто в одном и том же тонусе, несмотря на пять крупных вводов. Смена исполнителей меняет рисунок, характер, голос спектакля, но он остается живым. Это редкость вообще, честно скажу. Это питерская история. Причем не гоголевский Петербург и не Петербург Достоевского, это советский Ленинград. Но у меня есть полное ощущение, что ничего советского в спектакле нет, он вневременной. Там есть очень серьезный христианский мотив, сказочность присутствует – многое в воображении девочки происходит, она сказки читает. Троих бабушек – главных героинь, сложно приписать к интеллигенции, пожалуй, только Ариадна с высшим образованием, но интеллигентность проявляется именно в умении слышать и сострадать, сочувствовать, понимать и принимать. В жизни любого человека рядом оказывается какой-то ангел-хранитель, так было всегда и так будет. Для Сюзанны-Софьи – это троица эмпатичных бабушек, которые объединились и, можно сказать, спасли жизнь ребенка. Они вырастили девочку, воспитали ее, как родную. Может, поэтому эта постановка так трогает людей – она человеческая. И конечно, этот спектакль – огромная заслуга режиссера, Алексея Михайловича Крикливого. Настолько тонко, уважительно к тексту, к истории работать с литературой может только он. Очень аккуратное прочтение романа, уважительное отношение к актерам, именно в такой обстановке создается ансамбль. Уже в трех работах Алексея Михайловича я занят, и абсолютно этому рад. Дай Бог здоровья Алексею Крикливому и долгих лет жизни нашему спектаклю».

umyu.nbl_2286.jpg

Народная артистка России Валерия Прокоп:

«Спектакль «Время женщин» мы играем почти четыре часа, но никто из зрителей ни разу не сказал, что он идет долго. И если бы он шел еще дольше, его бы все равно смотрели. А все потому, что в этой истории есть душевность и даже жалость. Бабушки испытывают жалось к Тоне. Человеческое сострадание – качество, присущее тому ушедшему поколению. Сострадание такое, что готовы, как родные люди, взять под свое крыло ребенка. Они не раз говорят: «Лишь бы с нами девочка была». А бабушки эти сами одинокие, у всех судьбы тяжелые, в этой девочке они нашли смысл своей жизни. Время, которое описано в романе, о нем сейчас можно только вспоминать и говорить: «Были люди в наше время». Сейчас молодые люди вообще могут не знать, что в жизни бывает так, ведь очень много молодежи ходит на наш спектакль. Они приходят и видят что-то для себя новое. А может, кто-то задумается и зайдет к соседу одинокому, картошки принесет или чай заварит. Алексей Михайлович Крикливый по натуре своей душевный очень человек, и, наверное, поэтому ему очень хорошо удается создавать на камерной сцене, где мы все рядом и близко к зрителю находимся, такие душевные, трогательные постановки».

obk_6700.jpg

Заслуженный деятель культуры Омской области Элеонора Кремель:

«Алексей Крикливый очень хорошо умеет работать с литературными текстами. Иногда я сама задумываюсь, в чем же секрет такого зрительского успеха у спектакля «Время женщин»? Он ведь долгий, идет почти четыре часа, а все уже так привыкли к коротким постановкам. Но зрители часто подходят после спектакля, говорят добрые слова, и выясняется, что они уже третий или четвертый раз его смотрят, причем часто это молодые люди. Я думаю, здесь все сошлось – работа режиссера, актерский ансамбль, оформленное пространство. Мы даже сами, работая в спектакле, не всегда видим все, что происходит на сцене. Допустим, когда я говорю последний монолог, за моей спиной происходит действие, о котором я даже не догадывалась, мне только рассказывали об этом, или надписи на стенах – все эти детали собрались и создали уникальную атмосферу. За время жизни этой постановки были крупные вводы, и они вообще не испортили спектакль, все потому что каждый раз приезжал режиссер, трепетно, сердечно и неравнодушно относился к этим вводам, много работал серьезно с каждым исполнителем. В этом секрет долгожительства «Времени женщин». Я сама очень люблю этот спектакль, у меня в нем большая роль, а я очень люблю, когда не отвлекаешься ни на что между сценами, а все время находишься на сцене, в непрерывном процессе. Это самое интересное, что может быть».

rbk_6752.jpg