Старинную японскую фотографию покажут в Музее имени М.А. Врубеля
16 марта в 17.00 в Омском областном музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля открывается выставка «Старинная японская фотография».
Во Врубелевском корпусе музея будут представлены 92 цифровых отпечатка японских фотографий, выполненных в технике альбуминовой печати в эпоху Мэйдзи (1868–1912), из собрания Мультимедиа Арт Музея (МАММ) и японский фарфор конца XIX века из коллекции Музея имени М. А. Врубеля.
Более чем за 20 лет своего существования Мультимедиа Арт Музей (МАММ) собрал значительное собрание японской раскрашенной фотографии эпохи Мэйдзи (1868–1912). Начало коллекции было положено в 1998 году. На сегодняшний день она может быть по праву названа одной из крупнейших в Европе.
Раскрашенная фотография — это особое явление, которое стоит на пересечении европейской фотографии и японских традиционных видов искусства. Большой комплекс снимков (в музее их более 100) позволяет увидеть полную и разнообразную картину жизни Страны восходящего солнца.
После длительного периода самоизоляции Японии эпоха Мэйдзи стала переломным этапом в истории страны и определила ее последующее стремительное развитие. Русские путешественники сравнивали процессы, происходившие в это время на островах, с Петровскими реформами в России.
Расцвет искусства фотографии в Японии пришелся на последнюю четверть XIX века. Его определили такие западные мастера, как англичанин итальянского происхождения Феликс Беато (1832–1909), австриец барон Раймунд фон Штилльфрид-Ратениц (1839–1911) и итальянец Адольфо Фарсари (1841–1898). Японские ученики и последователи, такие как Кусакабэ Кимбэй (1841–1934), Тамамура Кодзабуро (1856–1923(?) и Огава Кадзумаса (1860–1929), активно продолжали начинания европейских учителей.
В работах 1880-х – 1890-х годов можно увидеть следование фотографическим схемам композиции и жанрам XIX века: виды, типы, постановочные сценки и портреты, а также обращение к национальным традициям и мотивам. Сюжеты, мотивы, реалии, традиционные символы — все это напоминает другие виды искусства, в особенности цветную гравюру на дереве (ксилографию) укиё-э, которая также переживала расцвет в XIX веке.
По подсчетам исследователей, за вторую половину XIX века было создано более 200 тысяч снимков Японии, складывающихся в своего рода энциклопедию образов. Фотографии из коллекции МАММ, сделаны в технике альбуминовой печати, которая неумолимо угасает от соприкосновения с солнечным светом. А раскрашены эти фотографии были в основном не полностью, как это было принято на Западе, а частично, — не ради острого натурализма, но для расстановки визуальных акцентов. Краски выгорают медленнее, чем сама фотографическая печать, так что расцвеченные части отпечатков могут сегодня показаться нам слишком яркими.
На выставке «Старинная японская фотография» соседствуют снятые на улицах постановочные кадры со статистами и мизансцены, полностью сконструированные в «безвоздушном» пространстве фотоателье. Собирательные и типические образы гейш и самураев представляют переодетые актеры. Но при всей неестественности во многих композициях невольно проскальзывает неподвластное художнику дыхание жизни: смазанные фигуры-призраки на улицах, непосредственные проявления эмоций у второстепенных персонажей и «некрасивые» с точки зрения профессиональной европейской фотографии моменты, например, процесс вкушения пищи, где герои застыли с открытыми ртами. Во многих сюжетах подспудно присутствует глубинный символизм (например, изображения растений: лотоса, ириса, глицинии, бамбука, сосны, сакуры, клена), а также особая пластика реалий: садов, архитектуры, интерьеров, костюмов, аксессуаров и предметов обихода.
Украшением экспозиции станут великолепные произведения декоративно-прикладного искусства из коллекции Музея имени М. А. Врубеля – японский фарфор конца XIX века: вазы курильница, чаша, созданные в провинции Сацума на острове Кюсю. При всем многообразии способов декора в росписях сацумской керамики очевидны общие черты – использование сложных жанровых композиций. Зрители увидят изображения буддийских святых – архатов, монахов, горных отшельников-мудрецов, мифологических персонажей – драконов и тигров, а также жанровую композицию, представляющую сражение самураев в парадных доспехах. Демонстрация этих предметов будет способствовать более глубокому погружению зрителя в эстетику эпохи Мэйдзи.
Кураторы выставки: Мария Лаврова, Нина Левитина (Мультимениа Арт Музей, Москва).
Выставка будет работать до 28 мая.