Стас Тыркин: «В российском кинематографе происходит мутация драматургии»
Вчера, 27 сентября, в Омском академическом театре драмы состоялся Круглый стол «Существует ли в российском кино сценарный кризис?». Модератором выступил программный директор фестиваля Стас Тыркин. Тема весьма любопытная, особенно в свете последних событий в российской киноиндустрии. И эту тему уже поднимали на круглом столе «Движения» в 2016 году. Тогда Стас Тыркин обозначил проблему российского сценарного контента. Сейчас «Движение» снова вернулось к этой теме.
«Может, и нет кризиса российского кинематографа. Фильмы снимаются, истории рассказываются. Но когда вспоминаешь давние фильмы, и всплывают имена выдающихся драматургов, то думаешь, что да, наверно сейчас не лучшее время… Кроме того происходит мутация драматургии, потому что драматургия практически полностью ушла на телеэкран. В кино остаётся визуальность», - задал сразу несколько векторов Стас Тыркин.
В свою очередь российский драматург и сценарист, журналист и сценарист «Кислоты» (2018 год) Валерий Печейкин понял тему запретов в кино.
«Наш сценарист обтекает камни. Он вынужден их обтекать. У зарубежного кино меньше запретов различных уровней… у нас тема сексуальности по-прежнему запретная и это пространство, как шагреневая кожа сжимается. Тема постепенно выпадает из кинопроизводства и уходит в более независимые мобильные жанры», - высказался Печейкин.
В ответ Стас Тыркин уточнил, что-то совсем другая тема для круглого стола, но обратил внимание, что Валерий Печейкин взял для аргументации своих некоторых мыслей картину Михаила Идова «Юморист» – фильм открытия кинофестиваля «Движения».
«Как наш общий друг Кирилл любит говорить: «Разрешено всё, что не запрещено. А где ты видел, чтобы запретили эротические сцены?». Миша снял, значит, он себе это разрешил», - подвёл черту программный директор «Движения».
Далее слово взяли продюсеры – кто-то больше, кто-то меньше.
«Вы читаете огромное количество материалов, что можете сказать?», - обратился Стас Тыркин к заслуженной артистке РФ Полине Кутеповой. Та выбрала краткость сестрой таланта.
«Читаю много сценариев, хороших мало», - мягко отрезала Кутепова.
В свою очередь, российская актриса театра и кино, сценарист и продюсер Алиса Хазанова отметила, что нужно разделять сценарный поток на сериальную телеиндустрию и на авторское кино.
«Я бы не сказала, что у нас сплошные плохие сценаристы, или у нас кризис и нет сценариев», - сделала Хазанова акцент в своём небольшом спиче.
Елена Яцура – продюсер полутора десятков режиссёрских дебютов (Филиппа Янковского, Фёдора Бондарчука, Алексея Германа-младшего, Ильи Хржановского, Константина Мурзенко, Ренаты Литвиновой) посетовала на отсутствие «больших фантастических фильмов с индивидуальной реальностью. В качестве примера продюсер привела вселенную Marvel. Кроме того, Яцура напомнила присутствующим, что с качественной кассовой фантастикой было плохо и в Советском союзе. И абсолютным победителем в этом списке стоит картина «Человек-амфибия» 1961 года Владимира Чеботарева и Геннадия Казанского.
Продюсер Кира Саксаганская отметила другую проблему современных сценариев.
«В каждом сценарии, даже очень плохом, есть какое-то зерно. Всегда и в любом материале что-то можно найти. Но вот расписать этот сценарий… тут начинаются проблемы», - отметила Саксаганская.
Круглый стол присутствующие резюмировали зарубежными успехами. В итоге было сделано два вывода: «французское кино – худшее, что есть на любом фестивале» и «люди британского кино восхитительно работают со сценарием».