Такой разный: символ наступающего года стал темой новой выставки в «Либеров-Центре»

В Музее «Либеров-Центр» открылась выставка «Кони привередливые». В ней — живопись, графика и произведения декоративно-прикладного искусства омских художников, посвященные лошади.

Стартующая в преддверии новогодних мероприятий, экспозиция по-новому раскрывает зрителям образ коня, несущего в себе первобытное, исконно-природное начало, неотъемлемую часть жизни человека.
«Наступающий 2026-й — год огненной лошади по Восточному календарю. В мифологии фигура лошади или коня — одна из наиболее емких по смысловой наполненности. И мы подумали, что в русской культуре лошадь также издревле играет большую роль: она — неотъемлемая часть повседневной жизни, знаменующая плодородие, трудолюбие, красоту, стремительность, свободу, детские мечты. Конечно, сегодня лошадей все чаще заменяют машины, встретить их можно лишь в селах, на скачках или в парках развлечений. Но если все-таки погрузиться в историю искусства, мы увидим, что образ коня занимает огромное место в творчестве художников, поэтов, писателей. И сегодня на нашей выставке вы это увидите», — рассказала куратор выставки, заведующая отделом научно-просветительской и экспозиционной деятельности музея «Либеров-Центр» Галина Лузянина.

Экспозиция «Кони привередливые» состоит из более чем 30 работ и представляет многообразие творческих решений омских живописцев, графиков, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства – Алексея Либерова, Анатолия Чермошенцева, Александры Макаровой, Владимира Белова, Ростислава Черепанова, Александра Клюева, Игоря Левченко, Александра Капралова и других художников.

Так, например, в линогравюре Марии Макаровой лошадь стремительная, свободно бегущая по пушистому лугу. Тщательно проработанные детали позволяют оценить силу, красоту и пластику животного. Сама художница признается: чтобы достоверно передать образ лошади, долго изучала анатомические атласы.

Большая часть живописных работ связана с жизнью села, и здесь лошадь — главный помощник и друг, символ культурной традиции и души человека.
Одни из самых необычных экспонатов выполнены в жанре декоративно-прикладного искусства. Например, необычная игрушка-автоматон Ларисы Медведевой: хоть название ее и звучит как что-то механическое, этот конь — не заводной, а приводится в движение вручную.

Поворот ручки — и вот уже подпрыгивает на спине коня забавный всадник, выполненный из дерева и меди.
«Я вдохновлялась старинными дореволюционными игрушками, в которых используется простая кулачковая техника. Они, конечно, делались на потеху детям, но были интересны и взрослым, например, коллекционерам», — рассказала автор.

Источником вдохновения для многих художников стала и знаменитая лошадка из мезенской росписи: эти изображения посетители выставки встретят, например, на фарфоровом сервизе Анны Курковой «Мезень».
Кстати, техника нанесения и орнамент мезенской росписи были заимствованы жителями Архангельской области у древних финно-угорских народов, которые проживали вблизи Онежского озера и Белого моря. Их наскальные рисунки сохранились до наших дней и являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
«Такая роспись, равно как и другие изображения лошади, широко использовалось в повседневных предметах: в резьбе ковшей, узорах вышитых полотенец, мотивах росписи прялок и в детских деревянных игрушках. Изображение лошади сопровождало человека с малых лет, вот почему оно так прочно ассоциируется у нас с детством», — рассказали в музее.

Образами из детства — знаменитой лошадкой-качалкой — вдохновлялся в своей работе и Алексей Якушин. Как признается мастер, его кони — символ в кубе: ностальгия не только в сюжете, но и в материале, ведь работы выполнены из деревянных стульев. Кроме того, работа дополнена яркой росписью и народными пословицами.
«Не каждый мог себе позволить такую игрушку, но всегда можно было взять стул и представить себе самого лучшего коня», — рассказал мастер.

Впервые выставляет свою работу на площадке «Либеров-Центра» мастер-керамист Юлия Никифорова. Ее работа «Конь-Огонь» посвящена символу предстоящего года. Мастер признается, что с удовольствием приняла приглашение музея поучаствовать в экспозиции.

А вот известный омский художник Сергей Демиденко сначала от участия отказался:
«Я сказал «нет»: не было времени, творческие муки и поиски, как всегда. Но тут вмешались высшие силы. Мне позвонил знакомый офицер, который прошел Чечню и теперь участвует в СВО. Он сказал, что нашей школе в этом году исполняется 45 лет и он хотел бы встретиться. Рассказывал много трагичных вещей, в том числе была затронута тема детства... В общем, после этого разговора ко мне пришла идея, воплощение которой здесь, на выставке. Я не стал делать «мясо», но пошел по пути поэта, строками которого названа экспозиция. В своей песне Владимир Высоцкий поет о человеческой душе, которая мчится к последнему приюту. В моей картине красный конь — это символ стремлений и страсти, находящийся в центре хаоса, и непонятно, что ждет его дальше», — рассказал художник.

Дополняют выставочное пространство креативные решения образа коня молодые авторы — Анастасия Мышева, Ксения Нефедова, Дарья Позднякова, Ирина Боринос и другие.
Где: Музей «Либеров-Центр» (ул. Думская, 3)
Когда: с 10 декабря.





