«Тартюф». 11 лет спустя…
Почти 11 лет прошло после премьеры спектакля «Тартюф» по хрестоматийной пьесе Ж.-Б. Мольера в Северном драматическом театре имени М.А. Ульянова. Много это или мало – с какой стороны посмотреть… В свое время Мольеровский «Тартюф» наделал немало шума во Франции XVII века, вызвав бурю негодования со стороны аристократов и духовенства.
Много шума, но прямо противоположной эмоциональной окраски, наделал и спектакль, состоявшийся на сцене Северной драмы 14 ноября 2012 года.
«Вот комедия, которая […] была долго под запретом. Люди, которые в ней выведены, показали, что они сильнее всех, кого я выводил до сих пор. Маркизы, жеманницы, рогоносцы, доктора – все они кротко претерпели свою участь, когда их выводили на сцену, делали вид, что их забавляет списанная с них картина. Но лицемеры не желали претерпеть насмешек; они сначала осердились и нашли странным, как мог я возыметь смелость вывести на сцену их ужимки и высмеять то, чему предается столь много добрых людей. Этого греха они не могли мне простить и ополчились скопом на мою комедию с ужасающею яростью.
«Тартюф», по их толкованию, оскорбляет благочестие; он с начала до конца наполнен гнусностями, и в нем нет строчки, которая не заслуживала бы костра. Все слоги и буквы в нем преступны; каждый взгляд, каждое движение головой, каждый шаг вправо или влево скрывают в себе тайны, которые оказывается возможным истолковать в мое обвинение.
Я хочу оправдать свою комедию в глазах истинно благочестивых людей и заклинаю их от всего сердца не осуждать прежде, чем они не увидят сами, отбросить всякое предубеждение и не служить орудием страсти тех, повадки которых бесчестят их.
Тот, кто возьмет на себя труд беспристрастно рассмотреть мою комедию, без сомнения, убедится, что мои намерения были вполне невинны, что пьеса вовсе не имеет в виду осмеяния того, что надлежит почитать, что я обработал ее со всею осторожностью, какой требовал такого рода сюжет, и что все мое искусство, все старание положил на то, чтобы отметить разницу между лицемером и искренно верующим», – гласит предисловие к «Тартюфу», написанное Мольером.
Не будем же «осуждать прежде, чем не увидим сами» историю о похождениях лицемера, имя которого стало нарицательным. Доверие и предательство, обман и соблазнение, безрассудство, разочарование, лицемерие в маске святости без всякого стеснения - среди старинных декораций и костюмов. Можно смеяться, плакать и уповать на то, что уж точно никогда не попадешь в подобную ловушку.
После триумфального возвращения «Тартюфа» на родную сцену, в чём труппа театра нисколько не сомневается, т.к. спектакль с нетерпением ждёт тарский зритель, он отправится покорять Омск. 10 апреля в 19.00 «Тартюф» выйдет на сцену Омского академического театра драмы.
В настоящее время идут каждодневные продолжительные репетиции. В спектакль ввелись сразу семь актеров: Кристина Смолина (Г-жа Пернель), София Федоровская (Эльмира), Александр Черепков (Дамис), Наталья Климова (Марианна), Евгений Хлюм (Клеант), Татьяна Власова (Флипота), Михаил Кузнецов (Лоран).
Почти 11 лет спустя вновь играют «Тартюфа»: Василий Кулыгин (Оргон), Иван Шатов (Валер), Анастасия Хитрова (Дорина), Роман Николаев (Г-ин Лояль), Александр Горбунов (Человек Театра) и Алексей Лялин, в роли Тартюфа.
Режиссер спектакля - заслуженный деятель культуры Омской области Константин Рехтин, художник - член Союза художников России Владимир Сафронов,