Печать

«Турандот» – первая постановка театра «Арлекин» под открытым небом

16:30 23 Май 2025

dsc_5492_1.jpg

Создать спектакль под открытым небом команда театра задумала после прошедшего фестиваля «В гостях у «Арлекина», как экспериментальную идею следующего – в 2026 году. Предполагается, что фестивальные спектакли будут проходить и в зале, но большую часть из них зрители увидят на улице.

Режиссер из Санкт-Петербурга Мария Плаксина рассказала о специфике уличного театра, когда погода может меняться несколько раз в день: от полного штиля до тотальной непогоды, что, кстати, не мешает зрителям смотреть спектакли от начала до конца. Собственно, возможная непогода «позволила» расширить репертуарную локацию – адаптировать спектакли, чтобы их в любой момент можно было поместить под крышей зала или фойе и, возможно, даже на сцене, минимально изменив ход постановки.

Способ игры уличного театра существенно отличается от игры «в коробке» при наличии четвертой стены, когда актер защищен светом, устойчивыми декорациями, видит и чувствует зрителя, что намного комфортнее, у него есть точки существования на сцене. Метод игры на улице – открытые подмостки – несколько иной:

«Это эстрадный метод существования, – поясняет режиссер. – Играя на площади, мы с артистами практикуем правило трех секунд: именно на три секунды артист задерживает взгляд на одном из зрителей. Это помогает сохранить зрительское внимание».

zfa_6592.jpeg

Мария Плаксина режиссер и художник в одном лице, поэтому постановка «открытых» спектаклей и художественное решение сценического пространства рождает соответствующее:

«В сценографии я за минимализм, за сугубо функциональные декорации, – поясняет Мария Плаксина. – Считаю, что минимализм – это чище, правдивее. Чем функциональней костюм, тем, повторюсь, чище решение. «Турандот» не исключение. Это минималистичная постановка, которая готова не только переместиться с театральной площади под крышу, но и к гастролям в другой город».

zfa_6738.jpg

Пластика спектакля тоже особенна:

«Движения актера на улице не могут быть случайными, – объясняет специфику пластического решения премьеры Петр Волков. – Жест актера должен быть крупным и виден всем. Импровизация – осознанной, не нарушающей ход спектакля, чтобы ее заметили все, чтобы это не считалось как дефект или неточность в ходе повествования. Большое внимание уделяется действию и словам, словам и действию. Язык уличного спектакля – смысловой жест».

Знакомство с театром «Арлекин» у Марии Плаксиной – ответ на open call от омского театра о фестивале под открытым небом. Мария вместе с режиссером по пластике Петром Волковым, с которым  много лет работает в тандеме, приехали в Омск, познакомились с руководством «Арлекина», рассказали о себе и предложили для постановки  сказку Карло Гоцци «Принцесса Турандот». Идея была принята и омский зритель через несколько дней впервые увидит уличный спектакль театра куклы, актера, маски, жанр которого определен как «спектакль-церемониал» длительностью один час двадцать минут.

Омичи уже знакомы с принцессой Турандот в версии Театра кукол имени С. В. Образцова во время проведения VII Международного фестиваля «В гостях у «Арлекина» – 2023 — кукольная сказка для взрослых тогда вошла во внеконкурсную часть программы. Но «Арлекин», как каждый театр, расскажет историю инфантильной принцессы и принца-полиглота по-своему.

«Турандот» для меня – не простое произведение, – поделилась режиссер. – Я выделила его еще, будучи студенткой, когда училась на одну из своих специальностей – художника-постановщика театра кукол. Эта сказка меня привлекла своей невероятной психологической составляющей. История до сих пор для меня загадка. Не случайно на афише три грецких орешка в разной степени «открытости» – это отсылка к ребусу, который нужно разгадать: почему принцесса такая злая, что с ней произошло и что происходит. Язык Карло Гоцци невероятно сложный…»  

В версии творческой команды Марии Плаксиной сказка будет комедией. Это принципиальное решение, потому что режиссер никогда не ставит спектакли-драмы.

Зрители, приглашенные на площадь, на время станут жителями сказочного Пекина, примут участие в  загадочных церемониях, от которых будет зависеть судьба умного принца и даже одного большого государства. Пекин настолько сказочный, что сам царь Альтоум (Геннадий Власов) запросто будет прохаживаться мимо зрителей, даже, возможно, с ними заговорит: зрители станут непосредственными участниками этого спектакля-церемониала, над вовлечением их в сюжет будут работать персонажи-маски дзанни в исполнении Дмитрия Войдака и Алексея Горбунова.

zfa_6798.jpg

Еще одной особенностью «Турандот» «Арлекина» то, что в спектакле занята всего одна кукла – принцесса Турандот. Все остальное – живой план. Владе Лапшиной предстоит управлять куклой принцессы, высота которой достигает почти трех метров.

«Кукла – это безопасное место принцессы, в котором прячется она и ее вымышленный мир», – поясняет режиссер.

Роль принца Калафа сыграет Андрей Набивачев. Не менее интересным персонажем будет Зелима в исполнении Алены Моисеевой – верная подруга Турандот, олицетворение преданности и надежности. 

Отметим, что в «Турандот» один состав актеров.

Гармонию театрального действа увенчает музыкальное оформление, в котором вполне мирно существуют фанк, один из любимых музыкальных жанров режиссера Марии Плаксиной, который по ее мнению, идеально ложиться на жанр клоунады, и аранжировка, например, вальса Мендельсона. И, конечно, свет! Творческая команда единогласна в том, что нет ничего прекраснее, чем солнечный свет. В постановке использованы костюмы Ольги Веревкиной.

«То чем мы занимаемся, я бы определила как текстовую клоунаду, – подытожила художественный руководитель, режиссер, актриса и художник уличного театра «СоЛу» (Санкт-Петербург), директор фестиваля уличных искусств «Улитка» Мария Плаксина. – Жанр сложный, но очень интересный».

Премьера состоится в День защиты детей – 1 июня.