В «Арлекине» состоялся предпремьерный показ спектакля по пьесе Лопе де Вега «Собака на сене»
Над спектаклем работала творческая команда из Санкт-Петербурга – режиссёр Борис Гуревич, художник Татьяна Мельникова, музыкальный оформитель Владимир Бычковский и балетмейстер Надежда Калинина. Художник по свету Андрей Зозуля приглашён из Новосибирска.
«Собака на сене» – одна из самых популярных комедий Лопе де Вега, прошедшая почти на всех мировых сценах. Пьесу не раз интерпретировали для театра и кино. В России популярен одноимённый фильм Яна Фрида, где главные роли исполнили Маргарита Терехова и Михаил Боярский (во время антракта из-за кулис доносились песни из кинофильма, что показалось очень символичным и, видимо, создавало настрой артистам, настроение зрителям – точно). Сведений о том, что пьеса ставилась на сцене театра кукол – нет.
В спектакле театра «Арлекин» участвует 14 артистов, а кукол на сцене намного больше. Но невозможно смотреть либо на тех, либо на других по отдельности – каждый артист един со своим персонажем и даже внешне их сходство очевидно, хотя, как пояснила художник Татьяна Мельникова, такой задачи изначально не стояло.
«Собака на сене» – наша вторая совместная работа с Борисом Робертовичем. Идея, какими будут куклы, родилась не сразу. Всё происходило в процессе работы, – рассказала художник. – Режиссёр не просто поставил задачу, мы задолго до постановки начали разработку этой темы, потому что Лопе де Вега для кукольного театра – тема не простая и времени требуется немало. Пьесу многие знают и любят по известному в России фильму, а мы работали над спектаклем, поэтому жанр должен был быть заведомо другой. Вот мы и придумали разные кукольные фишечки, которые возможны в театре, но невозможны в кино, постарались использовать все преимущества театра кукол. Но принципиально избежали открывающихся кукольных ртов».
Партнёрами артистов в спектакле стали планшетные, тростевые куклы и куклы-марионетки: у кукол подвижные глаза, сменные лица, огромные синие очки, за которыми до определённого момента прячется Теодоро, ростовая кукла Дианы, как щит защищает героиню-артистку от недоброго мира, потому что на самом деле у Дианы тонкая, чувственная натура. Куклы служанок Марселы, Доротеи и Анарды вообще на колёсах! Они постоянно в движении: убирают, моют, стирают, спешат и колеса – это символ их мобильности в предлагаемых обстоятельствах.
«Нам было необходимо победить текст и мы это сделали. – продолжила Татьяна Мельникова, – зритель отвык слушать текст, это уже не текстовой театр. Сейчас нужны и важны динамика и движение, смена картин».
Как выяснилось, в спектакле 53 эпизода, которые до мельчайших подробностей проработала творческая команда, только чтобы придумать и нарисовать кукол, художником были сделаны 24 эскиза. Интересно, что у куклы Тристана несколько лиц, которые он меняет по ходу действия. Этот приём придумал режиссёр Борис Гуревич, как и пластическую составляющую спектакля
С режиссёром Борисом Гуревичем у театра давнее сотрудничество. Его спектакль «Севильский цирюльник» идёт на сцене «Арлекина» уже семь лет, и зрительский интерес к нему остаётся неизменным. Тоже самое можно сказать и о постановке «Три мушкетера», появившийся в репертуаре театра два года назад.
«Наш спектакль, прежде всего, о любви: о коварной, всепоглощающей, доброй, красивой и страстной, мудрой и легкомысленной, разной. Такой, какой может быть только любовь», – резюмировал режиссёр Борис Гуревич.
Аутентичные костюмы (только у слуг любви они вневременные, потому что они не главные действующие лица, а рассказчики или комментаторы происходящего), подвижные куклы с гиперболизированной и метафоричной внешностью, часто смешной, соединившиеся в единое целое с артистами, музыкальная (а музыка, как известно, – второй сценарий) и световая партитуры, символы и отсылки (например, реплика Дианы про чернила и перо – это отсылка к словесной путанице, которая произошла во время спектакля с актером Александринки Василием Пантелеймоновичем Далматовым, который играл важного вельможу и должен был сказать слуге простую фразу, но запутался в реплике), техника речи – создали неповторимую атмосферу спектакля. И, конечно, апельсины, которых, как и обещал режиссёр, было много.
Главные роли – Дианы де Бельфлор и влюблённого в неё секретаря Теодоро – сыграли Марина Солдатова и Андрей Набивачев.