В Центре «Эрмитаж-Сибирь» открылась медитативная выставка Алексея Сапожникова
Накануне в Центре «Эрмитаж-Сибирь» состоялось открытие выставки «„Тихая лирика“ в произведениях Алексея Сапожникова. К 100-летию художника» (0+).
Алексей Борисович Сапожников (1922–1988), без сомнения, был ярким и самобытным художником-пейзажистом, который находился в постоянном диалоге с традицией. Он начинал как самодеятельный художник, но благодаря неустанной работе над собой, участию в выставках-конкурсах, обучению в мастерской А. Н. Либерова, уже в середине 1960-х становится членом Союза художников России.
В экспозицию вошло 12 работ из фондов музея им. М.А. Врубеля, 12 работ из «Либеров-центра» и десять работ из семьи художника. В частности, посетители могу увидеть наброски художника. Что интересно, Алексей Сапожников писал сюжеты сразу в композиции рамы.
«Художник – большой мастер светотеневой моделировки. Эти работы очень интересно выглядят при естественном освещении. Заметьте, что некоторые картины написаны всего двумя цветами. Сапожников изначально руководствуются влечением к прекрасному. Будто хочется сказать «Остановись мгновенье!» и зафиксировать этот момент», - комментирует куратор выставки Вадим Савельев.
Экспозиция получилась очень медитативной. Приглушенные цвета, спокойные сюжеты, много природы. Что любопытно, у некоторых картин есть аудиогиды. Но звучит не биография художника или история картины, а произведения поэтов-лириков. Имена не самые знакомые для широкого круга, тем интереснее с ними познакомиться. Экскурсоводы Центра «Эрмитаж-Сибирь» записали стихи Владимира Соколова, Анатолия Жигулина, Василия Казанцева, Анатолия Передреева и Алексей Прасолова.
Алексей Борисович Сапожников сформировался как художник к середине 1960-х годов. По интонации его ранние работы вполне сопоставимы с творчеством поэтов-шестидесятников. Но уже ко второй половине 1960-х в творчестве Сапожникова частное и интимное выходят на первый план, но это еще чисто эмоциональный пейзаж, в нем всё – настроение, радости и печали, надежды и сомнения, принимающие форму и цвет то излучины реки, то выгнутой ветки березы.
В начале 1970-х годов настроение пейзажей Сапожникова меняется. Оно приобретает форму глубокой задумчивости. К концу жизни Алексей Сапожников подходит очень близко к тому, что искусствовед В. Ф. Чирков назвал «универсальным пейзажем». Здесь внутреннее и внешнее, человек и природа, поэтический строй выражения и внутреннее содержание срастаются настолько, что разделить их оказывается практически невозможно.
Первая по хронологии работа на выставке – этюд 1954 года с полнолунием на полотне. Крупные мазки, яркий пример художника наивного искусства. И в конце творческого пути Алексей Сапожников будто возвращается к этой манере.
Выставка будет работать до 11 сентября.