Печать

В Центрe «Эрмитаж-Сибирь» открылась выставка Николая Мамонтова

10:19 28 фев 2025

Итальянскую страницу творчества мастера представили 40 рисунков из собрания Андрея Морозова (Саратов) и 5 живописных работ из коллекции Музея имени М. А. Врубеля.

dsc_0323_12.jpg

Выставку открыла Ирина Григорьевна Девятьярова, главный научный сотрудник Музея имени М. А. Врубеля, рассказав историю приобретения графики Николая Андреевича Мамонтова:

«Андрей Морозов прислал мне письмо, прикрепив к нему 80 фотографий графических работ, в авторстве которых не было никакого сомнения –  Николай Мамонтов. Это, скажу честно, было потрясение! Спустя время, мы самостоятельно выехали в Саратов, чтобы привезти эту ценность в Омск. Графические работы в основном датируются 1930-1932 годами. На бумажных рисунках при определенном свете можно рассмотреть надписи производителя бумаги и подписи «Мамонтов, Академия, Рим, 1930, 1931». Листов у нас 60, а вот рисунков 88, потому что некоторые произведения написаны Николаем Мамонтовым с двух сторон».

dsc_0330_8.jpg

Николай Андреевич Мамонтов (1898–1964) – уроженец Омска, один из организаторов литературно-художественного футуристического объединения «Червонная тройка», получивший известность в Сибири в 1920-е годы. Художник предпочитал образы искусства Серебряного века и темы романтической литературы.

В 1923 году Николай Мамонтов и Виктор Уфимцев уехали в Туркестан. В Самарканде Николай женился и в конце 1924 года вместе с новыми родственниками отправился в Европу. Так Мамонтов оказался в Италии до 1932 года – с конца 1925 года — в Орвието, затем до 1927 года — во Флоренции, с 1928 — в Риме.

dsc_0355_5.jpg

Историю обнародования графических работ Николая Андреевича Мамонтова, написанных в Италии, рассказал коллекционер из Саратова Андрей Морозов:

«Графику Николая Мамонтова мне вынесли из, в буквальном смысле этого слова, сарая. Взглянув на рисунки, у меня не осталось сомнения, что это рука Мамонтова, не смотря на то, есть на работах подпись или нет. Я хотел отобрать самые интересные рисунки и те, которые лучше сохранились. Но отсмотрев все работы, отказался от этой идеи и забрал все, что мне предложили. К сожалению, те, кто мне отдали графику, ценности в ней не видели: живопись их заинтересовала, а вот графика – нет. Повреждения на краях рисунков, которые вы видите, это не от времени и не каких-либо насекомых или грызунов. При детальном рассмотрении я понял, что листы ранее хранились в папках и просто были не аккуратно извлечены, а попросту вырваны из подшивки. Но сохранность, тем не менее, потрясающая: ни влажность, ни изменения температур не повредили работы на столько, на сколько, действительно, могли это сделать за столь длительное время и в ужасных условиях хранения».

dsc_0358_5.jpg

В Риме Мамонтов обучался в студии Зигмунда Липиньского. Признанный мастер неоклассицистических композиций, немецкий живописец, ориентировавший своих учеников на античное наследие и Ренессанс, писал:

«Господин Никола Мамонтов посещал мою академию с октября 1926 года до середины мая 1930 года. С прилежностью и усердием наряду с огромными способностями он получил отличные результаты в своих произведениях. Профессор Липиньский. Рим. Май. 1930». 

В 1932 году Мамонтов вернулся в Россию и вскоре понял, что его искусство в советской стране не будет востребовано. Несколько лет он перебивался случайными заработками: был принят художником в музей политкаторжан, писал портреты вождей по заказам московского горкома ИЗО. В апреле 1936 года Мамонтов был арестован и обвинен во враждебных настроениях в отношении советской власти. Особым совещанием при НКВД был вынесен приговор о заключении его в Ухтинский (Коми АССР) исправительно-трудовой лагерь на пять лет. После освобождения в 1941 году Мамонтов жил в Подмосковье и в Саратове.

«Хранились работы на прилегающей территории дома номер 31 на улице Соляной в городе Саратове,– продолжил Андрей Морозов, – это старый купеческий дом, в котором была квартира у сестры Николая Андреевича – Татьяны Войницкой, единственной родной сестры художника по отцу и матери. Татьяна Андреевна жила в этой квартире со своим мужем и после их смерти работы Николая Андреевича были перенесены в сарай, который позже обнаружил художник Владимир Алексеевич Солянов. Солянов работал в Радищевском музее реставратором графики и сразу понял художественную ценность находки. Работ художника у реставратора было достаточно много, но так как Владимир Алексеевич жил в достаточно стесненных условиях, то все рисунки в доме он хранить не мог, и не малая часть продолжала оставаться в сарае».

На открытии экспозиции Ирина Григорьевна и Андрей Морозов  рассказали об истории написания некоторых картин и комикса. Андрей Морозов, например, изучал историю создания рисунка Николая Андреевича Мамонтова «Черная Мария»: кроме натурщицы на картине изображен страус и гном, которые, как выяснилось, олицетворял самого художника.

«Изначально я планировал выставку графических работ в Саратовском государственном художественном музее им. А. Н. Радищева, но не сложилось.  Благодаря сотрудникам Музея имени Врубеля коллекция сейчас здесь и ее увидят омичи», – завершил открытие коллекционер.

Выставка будет работать в Центре «Эрмитаж-Сибирь» с 28 февраля по 11 июня.