Печать

В «Галёрке» будут шутить по Чехову

13:50 17 дек 2025

На Малой сцене театр представит премьеру «Шутки Чехова» по мотивам знаменитых комедий Антона Павловича Чехова – «Предложение» и «Медведь».

Режиссер-постановщик – Егор Витько.

dsc_3123.jpg

«Медведь»

Перед премьерой журналисты увидели сдачу спектакля.

Омский драматический театр «Галерка» не единожды обращался к творчеству русских классиков – именно их произведения составляют большую часть театрального репертуара. Не впервые на сцене театра идет и спектакль по Чехову.

Пьесы «Предложение» и «Медведь» написаны в 1888 году, их относят к «жанру шутки в одном действии».

О пьесе «Предложение» в личной переписке автора со своим приятелем-драматургом И. Леонтьевым в письме от 7 ноября 1888 года Чехов писал: «Я нацарапал специально для провинции водевильчик „Предложение“ и послал его в цензурию». Цензурия одобрила пьесу и «к представлению дозволила».

Вполне возможно, что и о «Медведе» писатель написал нечто подобное, хотя пьеса была посвящена Н. Соловцову, другу детства Чехова и режиссеру, который впервые сыграл персонажа Смирнова (в спектакле ударение падает на И: «Мы решили, что раз уж он отставной поручик артиллерии, то значит, мирный и смирный. На этом сделали акцент», – пояснит позже режиссер Егор Витько в беседе с журналистами).

По воспоминаниям современников оба водевиля «сделались сразу любимейшим детищем провинциальных сцен»Литератор В.В. Билибин писал: «„Медведь“ и „Предложение“ завоевали всю Россию». И был прав: количество театральных воплощений водевильных сюжетов множество. Встречаются и экранизации.

dsc_3275.jpg

«Медведь»

По словам Егора Витько, идею поставить пьесы предложил худрук «Галерки» Владимир Витько. Обдумав предложение, режиссер решил его воплотить, объединив две мини-комедии в одной постановке на Малой сцене. Тем более, что занять можно было всего трех артистов — в обеих пьесах по три героя.

В оформлении спектакля использован сценографический минимум и не только потому, что небольшое пространство, а потому, что сюжет вполне может обойтись без большого количества декораций — пара стилизованных стульев, диван и костюмы, передающие происходящее и раскрывающие характеры героев. Хотя, не без современных художественных элементов: микрофона на стойке, например, или свечи на батарейках.

Спектакль состоит из двух актов: первым покажут «Предложение», вторым на сцену выйдет «Медведь».

dsc_2973.jpg

«Предложение»

В «Предложении» Наталья Степановна Чубукова (Наталья Сухоносова) рассорится с Иваном Васильевичем Ломовым (Василий Анохин), который приедет делать ей предложение, из-за клочка земли под названием Воловьи Лужки — молодые люди не смогут договориться, кому из них они принадлежат. Утихнет один спор, начнется другой: чья охотничья собака лучше — Угадай Ломова или Откатай Чубуковых. А «жертвой» разборок станет отец девушки Степан Степанович (прибывший в новом сезоне артист Андрей Полещиков), натура, судя уже по спектаклю, тонкая, увлекающаяся бальными танцами, испытывающая эмоциональную немощь и получившая на фоне ссоры физическую травму.

Доказывая каждый свою правоту герои подкрепляют все это жестами, как будто усиливая переигрывание. Которое, конкретно в этом режиссерском решении, в общем-то, не мешает.

А в финале, по задумке режиссера Егора Витько, ЗТМ, артисты уже не герои и, находясь все еще в сюжете, танцуют, приглашая зрителей (если что, от интерактива всегда можно отказаться, помня о своем зрительском пространстве, тем более, если театр об этом не предупредил заранее).

«Чехов любил одну статью Шопенгауэра, в которой говорилось, что женщина находится на пути от примата до мужчины где-то посередине, — пояснил режиссер акцент второго акта — «Медведя». — У самого классика отношения с женщинами были не простыми и не сказать, что счастливыми».

dsc_3103_0.jpg

«Медведь»

Сюжет «Медведя» тоже незатейлив: к помещице Елене Ивановне Поповой (Наталья Сухоносова), вдове с ямочками на щеках, тяжело скорбящей о смерти супруга, приезжает хозяин соседнего поместья — отставной поручик артиллерии Григорий Степанович Смирнов (Андрей Полещиков). Он отчаянно нуждается в деньгах и требует немедленно вернуть долг покойного мужа Елены Ивановны. Но приказчик помещицы уехал по делам и она просит Смирнова подождать пару дней. Поручик, которому срочно необходимо заплатить проценты по закладной, отказывается покидать дом помещицы, пока не получит долг (все остальные должники отказались платить). Получив отказ, он вызывает вдову на дуэль. Попова принимает вызов, приносит пистолеты и просит Смирнова научить ее стрелять, в процессе чего Смирнов, несмотря на свою женоненавистническую философию, основанную на жизненном опыте, влюбляется в Попову «как гимназист». И тут же признается ей в любви, разрушив собственные же доводы о женской логике «ниже воробьиной» и решив, что: «Это — женщина! Вот это я понимаю! Настоящая женщина! Не кислятина, не размазня, а огонь, порох, ракета! (сравнит с «Аполлоном-13») Даже убивать жалко!»

Да, еще Лука (Василий Анохин) — лакей Поповой. В пьесе — старик, а в спектакле — весьма колоритный персонаж, как будто задумавший недоброе.

«Финал не дидактичный, поясняет Егор Витько, а на откуп зрителя в первом акте. И во втором не хеппи энд. Не хотелось сводить эти сюжеты до прямолинейной мелодрамы».

dsc_3083.jpg

«Медведь»

Во втором акте звучат песни дуэта UBEL, которых, возможно, Чехову хватило бы и в одном куплете; отсылки к предыдущему спектаклю «Три мушкетера», которые зритель услышит в обоих актах. В нем роль Миледи исполнила Наталья Сухоносова, а Д’Артаньяна — Василий Анохин. Причем отсылки звучат «под Михаила Боярского» и произносят их герои Андрея Полещикова. «Мальчишка! Щенок! — воскликнет Чубуков, обращаясь к Ломову. — Я пристрелю тебя как куропатку!» И здесь же: «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом», — повторит он же слова уже из водевиля — недавней премьеры «Галерки» «Девушка на выданье...», которые произносит Яузов (Артем Савинов). Ну, и упоминание ракеты «Аполлон-13», когда речь идет о достоинствах помещицы Поповой. И, конечно, символика недосказанных фраз, костюмов и движений героев...

Интересен режиссерский ход — обращение актеров (не героев!) в ходе спектакля к звукооператору Паше: Андрей Полещиков с просьбой включить музыку, чтобы начать балетные па его персонажу Чубукову и он же с вопросом «Паша, может водки выпить?» в образе негодующего Смирнова, на что Паша звуково соглашается: «Паша одобряет», — заключит актер.

«Все вписывается в эпоху автора, но с сегодняшними интонациями. Мы учитываем сегодняшний язык и менталитет, — резюмирует режиссер. — На одном языке мы говорим не только с Чеховым, но и с собой и со зрителем».

Так или иначе, посыл спектакля прост: земные человеческие страсти бушуют не смотря ни на что и вопреки всему любви — быть. Таков финал чеховских комедий: «Шампанского! Шампанского!» — в первом случае и продолжительный поцелуй — во втором.

Музыку к «Шуткам Чехова» написал композитор Павел Чижик, хореограф – Евгения Тимошенко.

Премьера состоится 17 и 18 декабря в 19.00.

bezymyannyy_1.png

Постановка войдет в афишу вечернего репертуара, возрастное ограничение 12+. Билеты на спектакль «Шутки Чехова» доступны к покупке по Пушкинской карте.

 

Текст Ирина Мухамадеева

Фото Павла Кузнецова
  

    Предыдущий Следующий