В "Галёрке" поставили "Чайку" Чехова
Режиссер Егор Витько
В Омском драматическом театре «Галерка» выпускают «Чайку» Антона Чехова — первую в его истории. Пьесу можно назвать знаковой для труппы, провозгласившей своим кредо «служение старому доброму русскому театру».
Как и все постановки «Галерки» по русской и зарубежной классике, премьерная «Чайка» сделана с данью уважения к автору и эпохе, в которой происходит действие, – костюмы, декорации, место действии – все как-будто из конца 19 века.
- Среда, которую создает Чехов в тексте, важна. Этот драматург не будет «работать» в очень условном пространстве. Достоевский, например, более материален, сильнее связан с человеком, с предметным миром, - делится своими наблюдениями режиссер-постановщик. – И поэтому в этом спектакле важна среда.
На вопрос, как в драматургии Чехова прослеживается основная профессия писателя– врач, Егор Витько ответил, что во всех произведениях автора медицинская тема задета – доктор Львов в «Иванове», врач Астров в «Дяде Ване», Дорн в «Чайке», старый военврач Чебутыкин в «Вишневом саде». «Но свой медицинский опыт он использовал осторожно, - добавил режиссер. - Вопрос в том, для чего Чехов вводит этих героев, какую позицию они занимают? В пьесе «Чайка» врач Дорн не играет ключевой роли, убери этого героя – и ничего не изменится».
Световой оформление спектакля осуществил московский художник Михаил Глейкин. Музыку написал омич Вячеслав Кулешов, это его первый композиторский опыт. В своей работе Вячеслав использовал свои прежние наработки, дал им развитие – и в результате у омской «Чайки» появилась эксклюзивное музыкальное оформление.
Объяснил режиссер и то, почему на роль главного героя Константина Треплева заявлены два актера – Василий Анохин и Антон Уилер. Изначально Егор Витько видел в образе Константина Гавриловича одного актера, но, вняв совету худрука театра, подкрепил этот образ вторым исполнителем. Режиссер считает, что актеру полезно, сидя в зале, видеть, как режиссер работает с дублером на сцене:
- Актерство – этот профессия непосредственного опыта, хотя сложно конвертировать на сцене то, что ты видишь со стороны. Роль Треплева – это роль «на вырост», чтобы ее играть, нужен актерский и человеческий опыт. И хотя герою в пьесе 25 лет, по своему ментальному возрасту он - юноша. Константин Треплев - это русский Гамлет, олицетворяющий интеллигенцию прошлых лет.
Но, работая с двумя актерами над одной ролью, режиссер не старался придать обоим один и тот же образ.
- Я всегда иду от природы артиста, от его возможностей, а не от той картинки, которую придумал в своей голове, - говорит Егор Витько. - Стараюсь соединить актера и текст пьесы. Моя задача как режиссера – понять, есть ли контакт между партнерами на сцене. Если есть, мы идем дальше. Если нет, то нужно разобраться: в чем причина? Наша задача – сочинить не только внешний рисунок образа, но и его действие.
Работу над пьесой «Чайка» режиссер Егор Витько не считает самой сложной в своей творческой биографии. По его признанию, были работы и сложнее, например, спектакль «Мастер и Маргарита» по роману Михаила Булгакова, поставленный в «Галерке» не так давно.
- Я стараюсь очень бережно относиться к автору, осознаю ту ответственность, которая на мне лежит. Главное, чтобы эта ответственность не мешала, - заметил Витько.
«И все-таки почему «Чайка»?»,– спросил сам себя режиссер. И тут же ответил, вспомнив, как на вступительных экзаменах в ГИТИС и во время обучения вместе с однокурсниками занимался разбором этого произведения. Тогда, по его словам, «пьеса не получилась». Но импульс был послан и вот, годы спустя, спектакль рождается на свет.
- Для меня самое важное в пьесе – это размышления героев о театре, ведь «Чайка» - об актерах, режиссерах, людях искусства. Условно я их делю на таланты и поклонников, так нас учили педагоги. «Чайка» - пьеса о человеческих взаимоотношениях, о профессии. Есть три пространства, в которых находятся герои, – сцена, закулисье, жизнь. И то, как эти пространства связаны, я как режиссер и пытался исследовать, - резюмировал Егор Витько.
Как известно, пьеса «Чайка» была написана Антоном Павловичем Чеховым в 1895 году и впервые поставлена во МХАТе три года спустя. Постановку осуществили Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко, роль Аркадиной сыграла жена писателя Ольга Книппер-Чехова, а ее сына Костю Треплева - Всеволод Мейерхольд. Тригорина играл сам Станиславский. С тех пор птица чайка стала символом МХАТа и улетела на его занавес. В последний день ноября 2024 года МХТ им. Чехова выпустил шестую версию «Чайки» в режиссуре Константина Хабенского. В Омске премьера знаменитой пьесы состоится почти неделю спустя на основной сцене «Галерки».
Но не только близость дат премьерных показов и название пьесы роднит два театра. За основу афиши омской «Чайки» взята легендарная фотография конца 19 века, на которой драматург Чехов и мхатовские артисты увлеченно читают пьесу. Если приглядеться, то на афише театра «Галерка» Антон Павлович разбирает свое творение с артистами, которые сыграют его «Чайку» в сибирском театре 6 декабря 2024 года.
Поделился Егор Глебович и своими планами на будущее. Так, следующий сезон драматический театр «Галерка» откроет спектаклем «Три мушкетера» по роману Александра Дюма-отца, двести лет назад написавшего заодно и инсценировку, правда, на французском языке. Перевод пьесы осуществила актриса «Галерки» Анастасия Смычек. Режиссер Егор Витько сократил текст наполовину и ближе к лету 2025 года приступит к репетициям.
В ближайших планах продолжателя театральной династии Витько – постановка спектакля в Норильском драматическом театре им. Маяковского, где молодой режиссер должен выпустить собственную инсценировку повести Владислава Крапивина «Та сторона, где ветер». Премьера спектакля состоится в феврале будущего года.
Поделился Егор Витько и последней радостью театра – открытием Малой сцены, на которой режиссер Артем Савинов уже ставит новогодний спектакль «Игрюшки» по пьесе белорусского автора Влады Ольховской. Камерный зал на 76 мест позволит зрителям видеть спектакли малой формы и монопостановки.
12+