В Либеров-центре начала работу выставка «Философия акварели»
Экспозиция посвящена 130-летию со дня рождения Сергея Есенина.
В «Философию акварели» включены произведения известного омского акварелиста, заслуженного художника России Игоря Санина, а также работы омских художников 1960-90-х годов из фондов музея, выполненных в технике акварели.
По словам директора Либеров-центра Елены Буйновой, проект «Философия акварели» был запланирован Музеем достаточно давно. Художественные произведения, выполненные акварелью, требуют особенного хранения, поэтому выставки акварельных работ проводятся не так часто – некоторые оформлены впервые.
«Наша выставка связана с мотивами творчества Сергея Есенина, – рассказала искусствовед Галина Лузянина. – Техника акварели используется значительно реже, чем другие, но именно к ней прибегают для изображения пейзажей, в том числе городских и панорамных, жанровых композиций, натюрмортов, мимолетно схваченных сюжетов, потому что именно техника акварели способна отразить сиюминутное настроение автора, надолго запечатлеть мгновение».
Искусство акварели – яркое явление отечественной графики второй половины ХХ века. С начала 1960-х выставки акварели приобретают масштабный характер. В стране ежегодно проводится до десяти выставок акварели. И эти события вовлекают в орбиту «акварельного движения» мастеров региональных художественных школ.
Коллекция графики музея «Либеров-центр» включает произведения, выполненные в технике акварели разными поколениями омских художников. Это В.Н. Белан, С.К. Белов, Р.П. Камкина, А.Ф. Краснопёров, И.Я. Сивохин, И.А. Санин, Н.Я. Третьяков, А.М. Щикалёв и др. В их творчестве акварель выступает и беглым наброском, и законченным станковым произведением.
Омские акварелисты представляли на всероссийских выставках работы, содержание которых было обращено к большому жизненному материалу современности. Образ времени запечатлен в индустриальных пейзажах «Градирни», «Рабочее утро» В.Н. Белана. В акварелях Р.П. Камкиной «Дед Тимофей» и «Тарские посиделки» передан патриархальный быт людей старинного сибирского города Тары. Пейзажист лирического склада А.Ф. Краснопёров в 1970-е годы на материалах творческой поездки создал серию акварелей «По Саянам». Особым колористическим достоинством отличаются акварели А.М. Щикалёва. В них ощутима неразрывная связь с сибирской природой и традиционным укладом жизни человека на земле предков.
В Музее была представлена персональная выставка ведущего сибирского мастера акварели Игоря Санина. В его работах сибирская природа раскрывается всеми гранями красоты цветовых и воздушных состояний. Его лирико-поэтические пейзажи полны глубокого чувства проникновения в окружающий мир. Особую роль при этом играет введение жанровых мотивов. В пейзажах всегда встретишь изображение пасущихся на пастбищах коров, лошадей, фигурки людей, занятых повседневными делами. Они создают в пространстве единое целое с окружающей средой.
Произведения омских акварелистов преисполнены мастерства и профессионализма. Захватывающая образность, поэтичность, эмоциональность царит в пейзажах, натюрмортах, декоративных композициях. Акварель для мастеров не только увлекательная техника, это прежде всего, своеобразный способ выражения индивидуальной философии.
«Любая техника в живописи сложна. Очень важно, в руках какого мастера эта техника. Сегодня мы видим прекрасные работы! И молодому поколению хочется сказать: учитесь, пока есть учителя, смотрите, как работают мастера!» – резюмировал председатель регионального Союза художников России Андрей Машанов.